Художница Валерия Барбас о своём антивоенном протесте «InterZction» в кишинёвском переходе
Telegram

Валерия Барбас — мультимедийная молдавская художница, доктор искусствоведческих наук и культурологии, член союзов художников и композиторов Молдовы, член коалиции независимого культурного сектора. В конце июля Валерия провела антивоенный перфоманс в поддержку Украины, который вызвал очень бурную и неоднозначную реакцию у людей. Художница рассказала Locals, о чём был её перформанс, почему это нельзя считать вандализмом и о своих прошлых работах.

– Расскажите о себе, как давно вы занимаетесь искусством? С чего все началось, где учились?

Я мультимедийная художница  из Молдовы, работаю с разными практиками — звук, видео-арт, экспериментальный фильм, перформанс, инсталляция, живопись, пою. В зависимости от концепта выбираю палитру, язык выражения для построения дискурса. Последние 15 лет занимаюсь современным искусством и музыкой, сотрудничала с Центром Современного Искусства Ksa:K, с Oberliht, Akzente, Goethe Institut.

В последние годы мои работы больше показаны за границей. Это связано не только с пандемией, но и с отсутствием конкретно предназначенного места для показа мультимедийных проектов современного искусства. Хотя в самый разгар пандемии мне удалось курировать мультимедиа «Collaboratory» в Арткоре, где были представлены семь работ, видео-проекций и инсталяция, сделанные 14 художниками из Румынии и Германии. За годы пандемии мои видео-арт работы и экспериментальные фильмы прошли отбор в около 15 фестивалей. Представляла Молдову на фестивале IN-SONORA в Мадриде, недавно в Корее открылась моя персональная выставка «White Room», к которой я готовилась год. Участвовала в Московском Международном Фестивале Экспериментального Фильма, а в прошлом году представляла работы в Санкт-Петербурге в групповой выставке «Спустись на землю».

– В 2019 году вы получили 2 премии на Международном симпозиуме за работу «Tata Steel». Расскажите, о чём она? 

Конкретно эта работа представляет собой живописный коллаж, отражающий проблематику загрязнения окружающей среды заводом Tata Steel в Вейк-ан-Зе в Нидерландах. При производстве они стали выбрасывать огромное количество опасных веществ, и это не ограничивается СО2: в воздух попадают свинец, гранит, ванадий, которые являются канцерогенными. Нидерландская компания Koninklijke Hoogovens была основана в 1918 году, но в 2007 году её поглотила индийская компания Tata (Tata Steel Europe). Рак легких встречается на 51% чаще в непосредственной близости от Tata Steel, чем в остальной части Нидерландов.

– В каком стиле ваши работы и как вы к нему пришли?

Вопрос стиля очень сложный и неоднозначный, каждый художник сам выбирает для себя подходящий сплав стилистических тенденций, в основном современных. Главное в своих хождениях по мукам не останавливаться, нашедший художник — мёртвый художник.

– Расскажите о вашем антивоенном перформансе в подземном переходе. Как появилась идея, как долго вы её реализовывали? 

С начала войны в Украине я не активна как художник, заниматься искусством не было времени, да и мне показалось это неуместным. Я стала волонтёром в центрах для  беженцев, рисовала с детьми, устраивала мастер-классы и выставки для них. Была куратором 6 выставок: в городской детской библиотеке, в сельских, в домах культуры, в здании Парламента. Сейчас работы  детей можно увидеть в театре «А.Матеевича».

Протест «InterZction» можно рассматривать как с элементами перформанса, инсталляции и интервенции. Идея, либо скорее диссонанс с реальностью представленной в переходе, возникла пару месяцев назад. Это было очень интенсивное время. К сожалению, война не заканчивается, идёт уже пять месяцев и к этому страшно привыкнуть. Война началась 24 февраля в 5 часов утра, именно тогда прогремели первые взрывы, которые услышал Киев, тогда были первые бомбардировки и первые жертвы. Я выбрала и символическую локацию  — перекрёсток улиц Киевской и Московского проспекта. Была практически документально воссоздана атмосфера того страшного утра через звук и инсталляции оружия (муляжи), которые используются чаще всего в войне против  Украины. Цель протеста — призыв остановить войну, не дать ей распространиться и на территорию Молдовы. Протест длился 6 часов.

– Это ваш первый перформанс? 

Перформанс практикой занимаюсь более 10 лет, даже не помню первый. Но, в принципе, они были звуковые — против нелегальных парковок «Claximphonie»; за Кафе «Гугуцэ» «Guguta Opening Day»; «Набрать в рот воды» на соц темы экологии рек и прав человека.

– Вы были готовы к тому, что в сети люди воспримут его неоднозначно? Как вы справляетесь с критикой или она не пугает и не расстраивает?

Безусловно, что да, и в сети, и в реальности. Сама тема протеста, а именно антивоенная, будто под запретом. Но я считаю, что об этом нужно говорить. Хотя мой перформанс был практически немым, высказывание состояло в другом, в аудио-визуальном. И такой язык выражения бывает гораздо эффективнее. Контекст в Молдове не подготовлен к современному искусству и протестным акциям, хотя у нас есть достаточно громкое звуковое движение — RoR. Я живой человек, потому критика и трогает, и пугает (если это угрозы), но я и мои чувства здесь совсем не важны. Важнее чувства мирных людей, которые оказались в кошмарной реальности войны. Важна миссия — остановить войну, сказать нет войне и агрессии.

– Как реагировали люди в переходе?

За все шесть часов перформанса — по-разному, было жёстко.

– Как вы относитесь к тому, что перформанс назвали вандализмом? 

Это была мирная акция, арт-протест, о ней я заявляла заранее и всё декларировала. Не было цели вандализации, и в чём именно она состояла? Безусловно бывают протесты с вандализацией, можно было даже установить и оставить инкогнито, как Бэнкси, но я предпочла выстоять протест и стать мишенью.  Инсталляции были установлены мной и мной же сняты. Однозначно оружие на фоне достопримечательностей Киева со стороны Кремля вызвало реакцию. Люди против муляжей, но за войну, это немыслимо. Хотелось бы, чтобы эта реакция была направлена и против войны.

– Какие у вас планы сейчас? Может участие в фестивалях, симпозиумах или новые идеи для перформансов появились? 

В планах выставочный международный проект, деталями о котором смогу поделиться позже. И приглашаю посмотреть фильм «InterZction» на основе арт-протеста.

автор: Валерия Петровская

Telegram