Бизнесмен Игорь Рошка: Размышления на тему экономического кризиса, вызванного COVID-19, или как Молдова может справиться с беспрецедентной ситуацией
Telegram

Бизнесмен Игорь Рошка поделился своими размышлениями на тему экономического кризиса, вызванного COVID-19, и идеями как Молдова может справиться с беспрецедентной ситуацией.

Я внимательно слежу за последствиями мирового экономического кризиса, вызванного коронавирусом COVID-19, и, к сожалению, нужно констатировать, что как информация, так и прогнозы отнюдь не оптимистичны. По последней информации, во втором квартале текущего года одна из крупнейших мировых экономик – американская – зафиксировала резкое снижение на 31,7% (в соотношении с годовыми темпами). Даже несмотря на то, что этот показатель несколько лучше, чем первоначально предполагалось (около 33%), в любом случае, ситуация не очень хорошая. Тем более, что уровень безработицы по-прежнему довольно высок (в июле – 10,2%), а каждую неделю заявки на пособие по безработице подают около миллиона американцев. По данным американского Управления по бюджету, экономика США сможет полностью восстановиться после пандемии COVID-19 только через 10 лет.

В то же время, по данным Бюджетного бюро Конгресса США, резкое сокращение, зарегистрированное из-за вызванного коронавирусом кризиса, генерирует снижение данных экономического прогноза США на 2020-2030 гг. в размере 7 900 миллиардов долларов или 3% ВВП. Уровень ВВП сможет вернуться к имевшемуся до пандемии в 2029 году. Довольно тревожная ситуация и в том, что касается экономики ЕС. Таким образом, как указывает “Profit.ro”, в этом году она сократится на 7,4% в контексте пандемии коронавируса, что является рекордным спадом со времен Великой депрессии, восстановившись лишь частично в следующем году – неравномерно на уровне государств-членов, согласно обновленным прогнозам Европейской комиссии. По оценкам этой же комиссии, экономический спад для еврозоны составит более 7,7%.

И если пострадали крупнейшие экономики мира, то что же говорить о Республике Молдова?! Очевидно, что экономика резко падает, и это снижение объясняется объективными причинами, поскольку пандемия затронула практически все важные экономические сектора. Республике Молдова удается постольку-поскольку держать ситуацию под контролем, но побочным эффектом усилий в этом направлении является увеличение государственного долга. Таким образом, по состоянию на 31.07.2020 сальдо государственного долга составило 60 830,7 млн. леев, что на восемь миллиардов леев больше, по номинальной стоимости, по сравнению с концом 2019 года.

За семь месяцев 2020 года внешний и внутренний государственный долг вырос более чем на 15%. В процентах от ВВП государственный долг достиг 29,6% на конец июля 2020 года, что на 4,6 процентных пункта больше по сравнению с уровнем в конце прошлого года. В прессе уже появились прогнозы, согласно которым государственный долг может достичь 37% ВВП в конце этого года, но правительство считает этот уровень приемлемым в создавшихся условиях.

Понятно, что в следующий период Республика Молдова будет вынуждена просто напросто жить на преодоление. И когда я говорю это, то, в первую очередь, имею в виду способность государства справляться с социальными обязательствами, а затем и с другими, насущными потребностями. В этих условиях государство сможет рассчитывать только на три фактора. Во-первых, на новые внешние кредиты, и когда мы говорим о них, то должны учитывать, в частности, ожидаемые 558 миллионов долларов от МВФ, а также ожидаемые 200 миллионов евро от российского кредита, если его разблокируют. И в данном случае мы не должны “бояться” слова “кредиты”. Они жизненно важны для Республики Молдова в нынешней ситуации. Важными, однако, являются условия, в которых они будут предоставлены.

Во-вторых, государство может рассчитывать на возможные новые эмиссии государственных ценных бумаг, даже если в результате будет увеличен внутренний долг. Кстати, 31 июля 2020 года внутренний государственный долг составлял 27 миллиардов леев и увеличился в основном за счет увеличения эмиссии государственных ценных бумаг на первичном рынке на 3,52 миллиарда леев по номинальной стоимости или 3,43 миллиарда леев по закупочной цене. Учитывая, что ГЦБ выкупаются преимущественно банками, можно сказать, что у государства есть в резерве возможность использовать деньги коммерческих банков для решения беспрецедентной ситуации, в которой оно оказалось.

В-третьих, конечно же, государство может рассчитывать на отчисления в бюджет экономических агентов. Некоторые сектора национальной экономики уже начинают восстанавливаться, и можно сделать вывод, что выплаты налогов и сборов будут расти. Но для того, чтобы это все сработало, нам как никогда необходимо плодотворное сотрудничество между государством и бизнес-средой – государство должно сделать все, чтобы бизнес восстановился как можно быстрее, а деловая среда должна проявить большую, чем когда-либо, ответственность, честно выплачивая налоги в ситуации, когда государство в них остро нуждается.

Если во всех этих трех направлениях действовать оперативно, то Республике Молдова удастся достойно выйти из сложившейся ситуации в результате пандемии COVID-19.

Telegram