Ход короля. Двукратный чемпион Молдовы по шахматам Юлиан Балтаг — об игре и жизни
Telegram

Оглушительный успех нетфликсовского шоу “The Queen’s Gambit” снова вывел из полутени интерес публики к древней и очень непростой игре, появившейся где-то на заре человечества и протянувшей свое загадочное очарование до наших дней. Для читателя русскоязычного созвучием, наверно,  сразу встанет один из самых горьких набоковских романов — о мальчике, заблудившемся в мире черных и белых клеток. Но каков мир этой игры вне телевизионных шоу и модернистских романов?

Сегодня беседуем с двухкратным чемпионом Молдовы по шахматам (2012 и 2020 гг) Юлианом Балтагом о черном и белом, а также том, что скрывается между ними.

О том, как шахматы пришли в жизнь

Любовь к шахматам ко мне перешла от дедушки. Я начал играть, когда мне было всего шесть, а в восемь уже в первый раз стал чемпионом Молдовы в категории до 10 лет. Интерес к игре вырос, и я начал больше тренироваться. Ездил играть по Европе — во французский Верден, на испанские Балеарские острова. Я тогда еще не осознавал, что значит быть чемпионом в столь раннем возрасте. Мне нравился черно-белый мир доски и фигур, нравились путешествия и новые страны. Учился я на Кипре и не терял времени даром, дважды стал чемпионом острова, в 2006 и 2007 годах. Шахматы давно стали для меня образом жизни, научили меня быть терпеливым, развили концентрацию внимания. Благодаря ним я говорю на многих языках, потому что путешествую и знакомлюсь с различными странами и культурами.

О победах

Есть мнение, что шахматист живет от победы к победы, и в этом его цель, забираться выше и выше. Для меня это не совсем так. Я просто стараюсь каждый раз быть лучше, чем в прошлый. Я думаю, это отличная жизненная стратегия для всех, каждый год становиться немного лучше. В соперники я люблю выбирать только самых сильных, ведь, играя с ними, я буду приближаться к высокому уровню и совершенствоваться. Только против самых одаренных жизнь выставляет сильнейших противников.

О самой долгой партии

Самую долгую партию я играл в Болгарии в 2012 году, она длилась более 10 часов. Моим соперником был гроссмейстер, я играл черными, и в конце мне не хватило сил. Но в том, что я сопротивлялся ему все эти долгие часы, — уже это моя победа. Эти десять часов говорят о том, что я чего-то стою. Да, я проиграл, но я чувствовал себя хорошо, осознавая свою силу. Процесс, он всегда важнее, чем результат.

О белых и черных

Играть мне нравится больше белыми, потому что у них всегда преимущества. Но партия черными — это дополнительный вызов. Одну партию, например, я выиграл только потому что мой друг сказал, что черными в этом турнире никто еще не выигрывал. Я решил это опровергнуть и сделал. Поэтому черные дают больше способностей раскрыть свое мастерство.

Об “интеллектуальном спорте”

У шахмат до сих пор сохраняется репутация интеллектуального вида спорта. Это одновременно и так, и не так. Да, это битва умами, но некоторые шахматисты — очень ограниченные люди, которые живут подчас только в мире игры, занимаются ей по 6-7 часов в день и почти не общаются. Я думаю, это неправильно, и в жизни каждый должен развиваться разносторонне. Точно будет верным сказать, что это очень древний вид спорта, ему более полторы тысячи лет, и осознание этого тоже накладывает ответственность. В древности их даже использовали, чтобы прокладывать стратегии для войны. Сегодня, я знаю, в шахматы играют бизнес-партнеры перед заключением крупных сделок — это очень хорошо показывает, каков человек по своей сути. Они выявляют потенциал личности и помогают понять, чего стоит каждый. В последние годы их популярность вновь растет, в Европе все рекорды бьет Турция.

О “Ходе королевы”

“Ход королевы” (The Queen’s Gambit, 2020) — сериал, который сделал шахматы вновь очень популярными. Я знаю, что после него люди начали покупать шахматы, играть дома и проводить за ними вечера. Думаю, это превосходно для популяризации игры. Мне шоу понравилось, там есть неточности, но сделано всё очень профессионально. В отображении шахматного мира сериал предельно реалистичен, взгляните на любую партию — на доске фигуры не расставлены просто так, это определенные моменты из точных игр. Просчитано все до мелочей.

О положении шахмат в Молдове

В Молдове шахматный спорт находится на высоких позициях, поскольку у нас есть связи с Украиной и Россией, а это две очень сильные страны в шахматах. Россия в мире находится на первом месте, потом идут Соединенные Штаты, после — Индия и Китай. Украина занимает пятое место по миру, и это тоже отличный результат. Очень хорошо играют и в соседней Румынии, поэтому у нас есть возможность учиться у лучших. Наш сильнейший шахматист — Виорел Бологан, он занимает очень высокую позицию в Международной шахматной федерации. В шахматах Молдову в мире знают, о футболе, например, я такого сказать не могу. Поэтому — да, шахматы у нас на довольно высоком уровне.

О таланте психолога

Хороший шахматист всегда должен быть немного психологом, чтобы находить слабые стороны противника и использовать их в игре. Кто-то силен в защите, кто-то — в атаке, и это нужно понимать. Чтобы победить, необходимо очень хорошо узнать соперника. Поэтому чем меньше о тебе знают, тем более ты неуязвим, но шахматы — это в том числе и борьба со своими ошибками, ты должен постоянно анализировать свои партии и понимать, почему делал проигрышные ходы. Так что это еще и анализ своих слабостей и работа над ними, а это очень интересно.

Об игре с искусственным интеллектом

С искусственным интеллектом я играл, но мне не было интересно. Каждый человек совершает ошибки, именно они-то нас, людей, и характеризуют. Можно с уверенностью сказать, что мы — это наши ошибки. Искусственный интеллект их не делает, поэтому из игры уходит очень важный элемент  К тому же человеку победить компьютер не под силу, и это очень хороший урок для нас: ИИ сильнее человеческого разума, программа просчитывает на двадцать позиций вперед. Человеческий мозг никогда не сможет работать, подобно ей. Именно поэтому мы должны следить, чтобы искусственный интеллект всегда оставался под нашим контролем и не смог бы из-под него выйти. Если это произойдет, шанса на победу у нас попросту не будет, и шахматы тоже учат этому.

О цене славы шахматиста

Нужно много работать и очень часто жертвовать досугом. Между турниром и поездкой с друзьями я всегда выберу турнир, правда, там у меня будет и работа, и отдых. Плюс огромное удовольствие от игры, с ним не сравнится ничего. Жизни без шахмат я не представляю. Неделю мог бы без них прожить, наверно, не более.

О “Защите Лужина”

У Владимира Набокова в его романе “Защита Лужина” есть слова: “Шахматы были безжалостны, они держали и втягивали его. В этом был ужас, но в этом была и единственная гармония, ибо что есть в мире, кроме шахмат?” Мне нравится, что он подмечает эту удивительную гармонию, ведь шахматы — это очень красивая игра. И ту гармонию, которую я нахожу в шахматах (а я, например, получаю удовольствие, даже когда просто сижу перед доской), я советую найти всем, каждому человеку — в чем-то конкретном. Ищите ее во всем, что вы делаете. Иначе это делать попросту не стоит.

О жизни как шахматной партии

Нашу жизнь часто сравнивают с игрой в шахматы. Думаю, они действительно очень похожи. Правда, в их мире всего два цвета, черный и белый, а вокруг — десятки нюансов и оттенков, которые нужно научиться различать. Каждый цвет окружающей реальности необходимо попытаться понять, иначе — никак.

О том, всегда ли везет хорошему игроку

Я не согласен с тем, что хорошему игроку всегда везет. Хороший игрок много работает. А тому, кто много работает, и везет.

 

Автор: Игорь Корнилов

Telegram