Релоканты — новые местные: дизайнер Даша Сафо о жизни в Молдове
Telegram

После начала полномасштабного вторжения РФ в Украину по разным подчётам Россию покинули от нескольих сотен до миллиона граждан. Точное число, уехавших из страны несогласных россиян, до сих пор неизвестно. Статистикой занимаются различные институты, например тут учёные собирают информацию о том кто, куда и почему уехал. В Молдову вернулись многие из тех, кто здесь родился. Свою историю нам рассказала дизайнер Дарья Сафо @my.friend.dario, которая приехала из Москвы в Кишинёв с мужем, родом из Молдовы.

 

View this post on Instagram

 

A post shared by daria safo (@my.friend.dario)

Меня зовут Даша, мне 27 лет, и я из небольшого подмосковного городка. Я графический дизайнер и иллюстратор.

Я не всегда занималась дизайном, еще три года назад работала по образованию – операционной медицинской сестрой. Всегда мечтала стать дизайнером, но, как это обычно бывает, мама настоятельно рекомендовала заняться чем-то более полезным. Работая медсестрой, я смогла оплатить себе курсы графического дизайна, а когда съехалась со своим будущим мужем, решилась на поиск нового места работы.

В России я работала в небольшой дизайн-студии. По большей части мы занимались видеопроизводством и оформлением ютуб-шоу про блогеров. Еще я брала частные заказы: создавала логотипы, полиграфию и иллюстрации для знакомых и их знакомых.

А когда началась война мы стали готовиться к переезду.


Заканчивали дела в России и ждали прямых рейсов в сентябре. В итоге прямых рейсов не появилось, началась мобилизация и мы уехали с двумя рюкзаками через Грузию, оставив все там.

 

View this post on Instagram

 

A post shared by daria safo (@my.friend.dario)


Я начала, как говорится, действительно интересоваться политикой после протестов в Москве 2019-го года. Потом были белорусские протесты в 2020. Я делала работы на эти темы, но, когда началась война, стало страшно получить срок за пост в инстаграме. Больше всего переживал муж, что я что-то выложу или репостну, или даже с меня спросят за старые работы. Поэтому я закрыла страницу до тех пор, пока мы не уехали. Когда мы пересекли границу, из меня выплеснулось все, что я держала в себе с февраля 2022-го. Еще и очень кстати начался ежегодный челлендж Inktober, в рамках которого нужно публиковать работы каждый день.

Мы переехали в Молдову, потому что муж родом отсюда. Мы приезжали к его родителям еще до войны, и мне здесь понравилось, поэтому в планах было когда-нибудь перебраться насовсем. По моим ощущениям, по сравнению с Москвой здесь вкуснее продукты, приятнее климат и спокойнее жизнь. В октябре будет год, как мы здесь. Мы уже прошли через все стадии переживания переезда, и, как мне кажется, адаптировались. Муж нашел пару друзей, мы ходим на курсы румынского языка, посещаем выставки и ярмарки. Еще есть чат Ковчега, в котором приехавшие делятся друг с другом своим опытом – там всегда можно спросить совета или просто поболтать о жизни.

В основном все, кто переехал из России в Молдову после начала войны, это вернувшиеся на родину люди. Большинство из них быстро адаптируются и их сложно отделить от остальных жителей того же Кишинёва. Тем более, что не нужно преодолевать языковой барьер. Мы стараемся хотя бы частично говорить на румынском, и к нам всегда относятся с пониманием, если приходится переходить на русский. Ни с какой агрессией мы и вовсе не встречались за этот год, даже когда речь заходит о том, что мы из России – все всё понимают.

Сейчас я занимаюсь фрилансом: беру заказы, работаю со старыми клиентами. В будущем хотелось бы работать в офисе – мне кажется, что так у меня будет больше инструментов для развития и больше новых знакомств.

Ну, а в целом – война научила нас не строить грандиозных планов. Поэтому, пока что мы здесь и ближайшие пару месяцев будем здесь, а там посмотрим.

Подготовила: Валерия Петровская

Telegram