«Не зовите священника изгонять бесов»: Рекомендации психологини для родителей ЛГБТ+
Telegram

Люди в Молдове всё ещё подвергаются стигматизации из-за своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Некоторые из них становятся жертвами преступлений на почве ненависти. Не так много авторитетных личностей занимают твердую позицию против проявлений гомофобии, трансфобии, дискриминации и насилия, ещё меньше тех, кто готов открыто заявить о собственной принадлежности к ЛГБТ+ комьюнити.

Согласно исследованию GENDERDOC-M об отношении жителей Кишинёва к ЛГБТ, из общего числа респондентов только 7% заявили, что поддерживают ЛГБТ, 37% заявили, что у них нейтральное отношение, а 55% — негативно относятся к представителям ЛГБТ.

В этой ситуации сложнее всего приходится ЛГБТ-подросткам, в этой ситуации им остаётся выбирать: бороться, заявлять и отстаивать или молчать.

И даже в ситуации, когда подросток решает признаться родным, обычно для них — это шок. И первая мысль родителей – это какая-то ошибка, наваждение. Это скоро пройдёт, потому что я знаю своего ребёнка, и мой ребёнок не такой. Исследования показывают, что это обычная реакция родителей во всём мире, не только в Молдове.
Именно поэтому мы решили составить инструкцию для родителей: что делать, если ребенок признался в гомосексуальности или заявил о своём новом гендере?

В этой теме нам помогла разобраться клиническая психологиня Екатерина Постолатий. Больше 10 лет Екатерина работает с подростками в рамках различных образовательных проектов.

Центр неформального образования “Diversitate”

 

Как психологиня я работала с детьми возраста от 0 до 18. Это были различные тренинги, образовательные проекты, летние школы, вела курсы финансовой грамотности. Поэтому у меня есть какой-то свой личный опыт и опыт работы с подростками около 10 лет, а также научные знания о том, что и как сейчас всё трактуются в современной науке.

За время моей практики я работала с разными подростками: сложными и не очень. Также работала с жертвами военного конфликта в Украине, переселенцами и беженцами. Помимо этого я гражданская активистка, феминистка, часть организации GENDERDOC-M и не гетеросексуальная женщина.

Если вы не можете сделать чего-то хорошего, просто не делайте ничего плохого

Я могла бы сейчас рассказать какие-то такие прям очень ванильные научные рекомендации, но так как мы живем в Молдове, я начну с простого — не бейте своего ребенка, не закрывайте его в подвале, не зовите священника изгонять из него бесов. Если вы не сделайте всего этого – вы уже не будете плохим родителем, потому что я сталкивалась в своей практике и с такими историями. Особенно они касаются молдавских регионов, маленьких населенных пунктов. К сожалению, в нашей патриархальной культуре, когда камин-аут делает мальчик, это гораздо сложнее воспринимается обществом и родителями, потому что к гомосексуальности девочек часто относятся несерьезно: «девочки наиграются и мужика нормального найдут».

Когда мы говорим про такое отношение к ЛГБТ-людям, про пытки и насилие, то мы привыкли думать, что это происходит где-то на Кавказе, в исламских странах, но у нас это тоже актуально. ЛГБТ-люди очень уязвимы перед домашним насилием, особенно ЛГБТ-подростки, которые живут с родителями на одной территории, и являются финансово зависимыми.

Поэтому в рекомендациях камин-аут для ЛГБТ-подростков, которые составляют ЛГБТ-центры, в том числе GENDERDOC-M, всегда есть пункт — если вы не уверены в том, что вы не огребете, вас не посадят под замок, то погодите с камин-аутом до момента, пока вам не исполнится 18 лет и вы сможете, в случае чего, покинуть родительский дом. Как бы дико это не звучало, к сожалению, это на самом деле правда.

Отнеситесь с уважением к признанию ребенка

Если мы говорим о семьях, где не практикуется домашнее насилие, то стоит знать, что если ребенок пришел с этим к своему родителю, то это супер-супер классно. Потому что это значит, что ребенок доверяет родителям.

Если мы сейчас вспомним себя в подростковом возрасте, сестер, братьев, то поймем, что большинство подростков не идут делиться с родителям и с гораздо менее серьезными историями. Поэтому, если уже к вам ребенок приходит с такой темой, как сексуальная ориентация и собственная идентичность, то это признак огромного доверия, и здесь очень важно не напортачить.

Я могу понять родителей, которые находятся под прессингом общества, демонизирующего ЛГБТ-людей. Когда мне говорят про геев, которые пройдут парадом и устроят непонятно что, то я всегда привожу в пример, как ко мне домой стучат по утрам неизвестные: проголосовать за какую-то партию, купить лук, почитать библию и другие, но ко мне ни разу не приходили геи или лесбиянки со смазкой и вопросом – веришь ли ты в однополую любовь? Поэтому я вообще не понимаю вопрос пропаганды в этом контексте.

Говорите всё как чувствуете, но делайте это этично

Я могу понять родителей более взрослого поколения, которые выросли в другой парадигме ценностей. Они находятся в информационном поле, в котором демонизируют ЛГБТ-сообщество. Ещё Геббельс писал, что если в стране есть какая-то большая проблема (а у нас она не одна, а миллион), то нужно создать образ общего врага, который будет во всём виноват. Естественно, в нашем случае, “во всем виновата загнивающая Европа, где злые геи и лесбиянки пришли совратить нашу молодежь”. Такое уж у нас историческое наследие.

Родные могут быть обеспокоены, но здесь очень важно, чтобы родители в этот момент смогли хотя-бы выдавить поддерживающую реакцию или очень постараться довести эту реакцию до нейтральной, чтобы подросток, который к ним пришел, не почувствовал себя изгоем, врагом и т.д.

Моя любимая рекомендация — говори всё как чувствуешь, но делай это этично. Если, условно говоря, к вам приходит дочь и говорит, что ей нравится девочка, то вы имеете право сказать: я в шоке от этой новости, но здесь очень важно также дополнить: но я по-прежнему тебя люблю и я очень благодарна/благодарен тебе, что ты поделилась этим со мной.

Никто не говорит о том, что родителям нужно засунуть свои чувства куда-то глубоко. Вы, как родитель, имеете право на свои чувства, реакцию шока, удивления и непонимания.

Самое важное не забывать, что вы родитель, а это ваш ребёнок, и если вы не можете выразить радость от того, что ваш ребёнок осознал себя бисексуалом, геем, лесбиянкой или пансексуалом, важно напомнить ребёнку, что вы его по-прежнему любите и принимаете.

Обычно подросток приходит к родителям с такой ситуацией за какой-то валидацией, чтобы услышать от взрослого человека: “Да ты такой, и ты имеешь полное право на существование, и я по-прежнему тебя люблю”. В первую очередь, это важный разговор о любви, о принятии. Честно говоря, у меня внутри всё сжимается от ужаса и негодования, когда я слышу, что родители готовы исключить ребенка из своей жизни, если он окажется “не такой” ориентации.

Исключите мысль, “что скажут другие”

В первую очередь подумайте, что для вас важнее: что подумают соседи или счастье ребенка и возможность сохранить добрые отношения в долгосрочной перспективе. Важно понять, что соседи всегда будут что-нибудь говорить, если не про вашего ребенка, то про то, что вы не так белье стираете, не то готовите, не так одеваетесь и коты у вас плохие, а собаки громко лают.

Очень важно правильно расставлять приоритеты: вы хотите гармонии в семье или картонную медаль “МАТЬ/ОТЕЦ ГОДА” от соседей.

Не лечите несуществующую болезнь

Я, как человек, который работает с подростками, часто сталкивалась с совершенно трешевыми историями от ЛГБТ-подростков, которые, как правило, идут по двум сценариям: трешовость с насилием и трешовость без насилия. Трешовость с насилием — это когда ребенка после камин-аута бьют и закрывают в доме — здесь и истории с батюшкой и изгнанием “бесов”, “корректирующее” изнасилование девушек, когда узнав ориентацию девушки, пытаются доказать, что дело было в мужике.
Трешовость без физического насилия — это когда ребенок живет в войне со своими родными, уходит из дома и не поддерживает связь с родными.

Обращайтесь за помощью

В Молдове признать себя открыто не гетеоросексуальным человеком очень сложно. Ты и так отовсюду получаешь месседжи, что ты не ок, ты ненормальный. В нашей стране ЛГБТ-людям хватает стресса, а ЛГБТ-подросткам его хватает вдвойне. Мало того, что ты подросток со своими проблемами, так ты еще не понимаешь кто ты, где ты, и как с этим всем жить дальше.

Поэтому, если мы моделируем эту ситуацию: “крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха…” И тут папа охает и ахает, говорит вроде правильные вещи, что любит и принимает, а к вечеру тахикардия, и вот – что делать дальше?

Дальше открываем интернет и гуглим — ЛГБТ-центр и название населенного пункта или страны. Дело в том, что существуют коллеги правозащитники, которые занимаются правами ЛГБТ, и, к большому счастью, эти коллеги есть и в Молдове.

На сайте GENDERDOC-M  есть много информации на эту тему, множество полезных брошюр, которые можно скачать онлайн или прийти в центр и взять лично. Там вы найдете пособие для родителей ЛГБТ-детей, группы поддержки для родителей ЛГБТ-детей, тренинги и психолога, к которому можно бесплатно обратиться.
Достаточно сказать или написать: здравствуйте, ко мне пришел сын и сказал, что он гей. Я не знаю, как с этим жить дальше.

В эти группы очень важно обращаться, потому что большинство родителей ЛГБТ-подростков чувствуют себя одинокими. Даже если родитель достаточно прогрессивен, он думает о том, как его ребенок будет жить со всей этой дискриминацией, ненавистью, которая есть по отношению к ЛГБТ-людям в нашей стране. Тут очень важно обратиться в сообщество, где вы встретите людей, которые уже через это прошли.

Если у вас проблемы с восприятием идентичности вашего ребенка, смотрите кино, сериалы, где представлен широкий спектр людей. Посмотрите сериал “Половое воспитание”, познакомьтесь с ютьб-каналом Карен Шаинян | Straight talk with gay people (есть на русском и английском языках). Чтобы узнать, как делать НЕ надо, послушайте два потрясающих эпизода из подкаста “Истории русского секса”.

Я не хочу демонизировать родителей, а верю в добро. Самое главное – это быть на стороне ребенка в любой ситуации: будь то его ориентация, разбитое окно в школе или хамство учителю. Если ребенок чувствует за собой поддержку хотя бы одного родителя, это огромный буст к уверенности и способности противостоять нелегкому внешнему миру.

 

Подготовила: Нелли Стратулат

Фото: Sharon McCutcheon on Unsplash

 

Материалы созданы в рамках проекта ERIM Консолидация независимой прессы и медиаобразование в Молдове при финансовой поддержке Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Госдепартамента США. Мнения, выраженные в статье принадлежат их авторам и не обязательно отражают точку зрения  ERIM.

Telegram