Медовые технологии: молдавский инженер наладит производство ульев нового поколения
Выпускник инженерного факультета Адриан Грицкан свои знания решил применить в пчеловодстве. До конца этого года инженер наладит производство уникальных для Молдовы ульев из пенополиуретана.
Сладкие деньги
Наш микроавтобус несется по пыльной грунтовой дороге, выезжает на окраину села Баймаклия Каушанского райна и останавливается у подсолнухового поля. В двадцати метрах от поля с медоносом стоят десятки ульев. Здесь нас, группу журналистов из Кишинева, встречает белобрысый парень в футболке поло. Юный возраст и аккуратная стрижка сбивают с толку. Не сразу понимаешь, что перед нами — опытный пчеловод.
Адриану Грицкан всего 26 лет. Первое знакомство с пчелами у него состоялось с ранних лет. Дедушка Адриана держал пасеку и с детства пытался передать свои навыки внукам. Тогда внуки не особо горели желанием, тем более, что Серджиу, брата Адриана, пчелы однажды хорошенько «покусали». После одной из пчелиных атак на теле ребенка насчитали 17 уколов. Только чудом удалось избежать печальных последствий.
Внуки повзрослели. Серджиу закончил молдавский Политех, получил специальность инженера-технолога в пищевой промышленности, устроился поваром в сети ресторанов в Кишиневе. Адриан выучился на факультете аграрной инженерии Сельскохозяйственного университета, обосновался в компании по продаже сельхозтехники. К сожалению, на тот момент они не представляли, как пасека может стать постоянным источником заработка. Для того, чтобы пчеловодство стало бизнесом требовался новый подход. Для современной пасеки нужны были деньги.
Чертежи
Два года назад стартовал новый этап Программы «Поддержка мер по укреплению доверия» в Молдове. Евросоюз профинансировал, а ПРООН внедрил программу, в рамках которой молодым предпринимателям с обеих берегов Днестра выделяли деньги до 13,5 тысяч евро на развитие бизнеса. Братья Грицкан решили тоже попытать удачу и приняли участие в конкурсе проектов. Адриан намеревался получить финансирование на покупку материалов для изготовления ульев по его собственным чертежам. Проект юного инженера прошел отбор и получил поддержку. Адриан взялся за работу.
20 ульев Адриану достались от дедушки. К имеющимся Адриан изготовил еще 50 ульев из древесины или, как их еще называет юный пчеловод, ульев первого поколения. Главное отличие от классических деревянных в том, что в крыше улья было проделано круглое отверстие с небольшой крышкой. Чтобы подкормить пчел или обработать их препаратами не требуется поднимать всю крышу улья. Это облегчает и ускоряет процесс подкормки и обработки пчел. За 15 минут Адриан успевает дать подкормку 70 пчелосемьям.
Адриан пошел дальше и стал собирать ульи из пенополистирола. Материал напоминает пенопласт высокой плотности. Внутри ульи снабжены системой вентиляции. В таких ульях летом пчелам не так жарко, а зимой внутри не собирается влага, что немаловажно. Как говорят пчеловоды, не холод убивает пчел зимой, а влажность. Еще в отличие от ульев первого поколения, в ульях второго поколения отверстие для подкормки проделано в подкрышнике.
Но и на этом Адриан не стал прекращать свои изыскания. С помощью программы AutoCAD инженер спроектировал формы для ульев третьего поколения из пенополиуретана — из искусственного синтетического материала. Все конструктивные элементы таких ульев будут цельными и бесшовными, без металлических профилей и соединений.
Трёхкорпусной улей будет весить 10 кг, то есть он будет в 6–7 раз легче, чем классические деревянные. Такие ульи легко транспортировать, менять их конструкцию, разбирать и собирать. Также полиуретановая пена обеспечивает в улье тепло, материал защищает от сырости и жары, в нем семья пчел развивается быстрее.
Пенополиуретановые ульи активно используют европейские пчеловоды и их производят даже в соседней Украине и Румынии, но в Молдове их нет. В планах у Адриана наладить их производство в нашей республике. По предварительной оценке, двухкорпусный улей будет стоить примерно 1500 леев. Молдавские ульи из пенополиуретана Адриан собирается даже экспортировать за рубеж.
Хороший урожай
Юный инженер намерен производить полиуретановые ульи с осени по весну, когда у пчеловодов затишье, а в остальное время будет продолжать развивать свою пасеку. Сейчас у братьев Грицкан 130 ульев. Каждый улей с пчелами в среднем дает по 50–60 кг меда в год. По молдавским меркам, это уже приличное хозяйство.
Братья Грицкан собирают майский, шалфейный и подсолнуховый мед. 2017 год выдался неплохим. Пчеловоды собрали уже два урожая подсолнухового меда и намерены собрать третий, что для Молдовы — большая редкость.
Братья продают мед оптом. В прошлом году 25% меда они продали на внутреннем рынке, а все остальное отправили за рубеж, в Германию. В 2017 году майский мед выкупил итальянский предприниматель, а часть подсолнухового братья продали фармацевтической компании. Майский мед оптом продавали в 2017 году по цене 65–70 леев, подсолнуховый — 35–40 леев за кг.
«Медоносная жила»
По словам Адриана, самая большая проблема, с которой сталкиваются пчеловоды в Молдове — мор пчел из-за обработки посевов средствами химической защиты.
К счастью, спасибо владельцам соседних полей, у нас с этим проблем нет. Мы размещаем нашу пасеку в местах, где нет многолетних культур, которые подвергаются интенсивному опрыскиванию в течение года. У нас очень хорошая медоносная зона: «Баймаклия-Чуфлешты. За Чуфлештами тянется лес. Это неоспоримое преимущество, которое позволяет нам развивать хозяйство, — рассказал Адриан.
По словам инженера, типичные американские пчеловодческие хозяйства насчитывают 1–3 тысячи ульев. Братья Грицкан планируют увеличивать свое хозяйство ежегодно на 50–100 ульев и собираются довести число ульев до трех, а то и до пяти сотен.
Все зависит от условий и количества полей с цветущими культурами. Что толку от количества ульев, если пчелам негде будет собирать нектар и пыльцу. По нашим оценкам, в наших условиях мы можем довести число ульев до пяти сотен, — объяснил Адриан.
На вопрос, какой вид мед Адриан любит больше всего, пчеловод отвечает:
Конечно же, в Молдове и за ее пределами больше ценится акациевый мед, так как он долгое время не кристаллизируется и его собирают в меньших объемах, чем любой другой в нашей стране. Но я не делаю разницы, как родители, которые любят всех своих детей. Каждый вид меда имеет свой букет ароматов и вкус.
Андрей Гилан, специально для locals