Юлия Квятковская — первая женщина-врач Бессарабии, основательница офтальмологической лечебницы
Юлия Александровна Квятковская — первая в Бессарабии женщина-врач с университетским медицинским образованием. Основательница первой в Бессарабии частной офтальмологической клиники. Во время Второй мировой войны спасла из Кишиневского еврейского гетто десятки детей.
Родилась Квятковская (1859, Енисейская губерния — 25 декабря 1951, Кишинёв) родилась в Сибири, в семье польского дворянина Александра Квятковского (польск. Kwiatkowski) и Аполлинарии Тимофеевны (урождённой Боровковой; 1822, Томск — 1890, Кишинёв), дочери одного из основателей первых золотых приисков в Енисейской губернии. Во II половине 1870-х годов Юлия Квятковская училась на женских врачебных курсах при Николаевском военном госпитале в Санкт-Петербурге. А затем окончила врачебные курсы уже при Николаевском военном госпитале.
С 1886 года на протяжении полутора лет работала фельдшерицей и участковым врачом в межуездной Петровской лечебнице Московского губернского земства. В 1893 году Квятковскую пригласили работать в Кишинёв.
Под влиянием идей Ильи Мечникова, который помогал врачам Бессарабии получать подготовку в области борьбы с бешенством и оспой, А. В. Корчак-Чепурковский и Ю. А. Квятковская организовали в Кишинёве в 1893 году частный оспенный телятник, положивший начало оспопрививанию в Молдавии. Приехав в Бессарабию, она стремилась помочь в борьбе с бушевавшими эпидемиями пеллагры, холеры, оспы, трахомы, тифа.
Юлия Александровна была первой в Кишинёве женщиной-врачом. В 1894 году она организовала в городе частную глазную клинику, а в 1896 году учредила единственную в Бессарабии офтальмологическую лечебницу на 10 коек, в стационаре которой проводила сложные операции. Лечение больных было платным, лишь позднее было выделено 3 бесплатных койки за счёт Попечительства о слепых. И даже организовала приют, в котором слепые обучались ремеслу.
Отрывок из воспоминаний Квятковской:
«Богатые люди ездили для операций в столицу или в Одессу, а бедные покорно клонили голову перед таким ужасным несчастьем, как начинающаяся потеря зрения. Число больных доходило ежедневно до 200, приём для бедных был бесплатным. И вот в богатом городе Кишинёве исчезли все богатые люди».
В 1899-1903 годах Квятковской было принято более 12 тысяч амбулаторных больных и 899 стационарных больных — лечебница обслуживала не только Бессарабскую губернию, но и близлежащие уезды соседних губерний. В своём отчёте за 4 года Квятковская сделала подробный анализ больных по сословиям, возрасту, национальностям, занятиям, а затем анализ заболеваний по анатомическому признаку.
Квятковская вместе с Рашкович занимались не только врачебной деятельностью, но и были создателями воскресных школ, бесплатных народных библиотек-читален, летних колоний для учащихся, передвижного школьного музея, участвовали в профессиональных, благотворительных и просветительных обществах Бессарабии.
С 1897 года и до закрытия в 1909 году Юлия Александровна состояла членом библиотечного совета и была казначеем этой библиотеки, снабжала её нелегальной литературой из-за границы через Румынию.
Квятковская являлась активной участницей кишинёвской организации РСДРП, состояла в нелегальном Обществе Красного креста в Нижнем Новгороде. Она оказывала большую помощь при перевозке большевистской литературы, поддерживала работу первой в России типографии газеты «Искра» в Кишинёве.
Летом 1916 года из-за конфликта с Попечительным советом глазной лечебницы Квятковская была вынуждена отказаться от заведования глазной лечебницей.
Во время Первой мировой войны заведовала на фронте глазным отделом хирургического отряда Всероссийского земского союза. Осенью 1916 года возглавляла медицинскую бригаду в Тыргу-Окна, Барла и Бакэу, была врачом во время боевых действий в Мэрэшешти.
В октябре 1917 года Юлию Квятковскую избрали членом Кишинёвской городской управы. Под её начало перешли более десяти санитарно-медицинских и благотворительных учреждений, школьный отдел.
В годы Великой Отечественной войны Квятковская включилась в антифашистскую деятельность, спасала малолетних еврейских детей, чьи родители стали узниками Кишинёвского гетто.
После освобождения Кишинёва Юлия Квятковская, несмотря на преклонный возраст, вела врачебно-оздоровительную работу среди населения, занималась виноградарством, держала фруктовый сад.
В 1950 году Юлия Александровна передала в Республиканскую библиотеку революционную литературу, которая после закрытия в 1909 году библиотеки-читальни была спрятана у неё на квартире и хранилась там более 40 лет. Примечательно, что часть этих книг была из коллекции её племянника, Александра Квятковского, о чём рассказывают его автографы на титульных листах.
Умерла Юлия Александровна Квятковская 25 декабря 1951 года.
Подготовила: Валерия Петровская