Истории беженцев, которые нашли временный приют в Молдове: “Мне хочется родить ребёнка дома, в Украине”
Telegram

24 февраля 2022 года Россия начала вторжение в Украину. За три недели в Молдову заехало больше 250 тысяч беженцев, из них больше 100 тысяч осталось на территории страны. Помощь, прибывающим беженцам, оказывает не только государство, но и частные компании и простые люди. Центр креативных индустрий ARTCOR бесплатно предоставил коворкинг для тех, кто работает удалённо, и организовал занятия для их детей.

Журналистка Нелли Стратулат поговорила с некоторыми из тех, кто продолжает работать удалённо.

Кто они и кем работают? Какие чувства переживали и переживают? В какой момент было принято решение, что оставаться дальше на родине нельзя? Какие планы? Думают ли они вернуться в Украину или планируют начать новую жизнь в другой стране?

Первая героиня – Елена (имя изменено по её просьбе) из Одессы на четвертом месяце беременности. 24 февраля она с мужем приехала в Молдову. Оба работают в IT-сфере и временно остановились в отеле, в котором компания заранее забронировала номер.

Она родилась в Ильичёвске (сейчас Черноморск) — небольшом городке в 30 км от Одессы. С мужем переехала в Одессу, где работает продукт-дизайнером в американской компании. В Молдову они приехали в первый день войны, 24 февраля.

«Мы вообще всё проспали. Мы с мужем типичные айтишники-совы, так как zoom-встречи в компании чаще всего ближе к ночи. Но в этот день мы проснулись в 9 утра. Мне нужно было ехать в больницу, так как я на четвертом месяце беременности. Я должна была поехать в роддом и встать на учет. 

Мы проснулись, начали читать новости, у меня началась истерика. Мы позвонили маме мужа, она спросила: вы лично слышали взрывы? Мы не слышали, поэтому мы подумали, что это может быть дезинформация, чтобы навести панику. Муж начал меня успокаивать, говорит: успокойся, расслабься, посмотри в окно, видишь, мирное небо. И на этих словах прогремел взрыв, в 10:58 утра. Это был уже шестой или седьмой взрыв. Ракета упала на химзавод и мы этот взрыв отчетливо услышали, потому что наш дом находится недалеко от этого завода. У меня началась паническая атака и я спряталась в шкафу, потом муж успокоил, мы достали чемоданы и начали собирать вещи.

Мы не готовились к этому заранее, мы знали что он е*нутый, но до последнего не верили, что такое может произойти, надеялись, что его хоть кто-то вразумит. Еще когда была новость про признание ДНР и ЛНР, то у мужа проскочила мысль, что что-то может произойти, но не верили в это до последнего. У меня были запланированы обыденные вещи: запись к врачу, работа, вечером сходить на маникюр, в субботу должны были начаться курсы, планировали купить машину. То есть, жизнь кипела и планы мы строили полноценные. 

Наши родители наотрез отказались куда-то уезжать, я тоже бы не хотела, но я несу ответственность не только за себя, поэтому я бы точно не уехала, если бы не беременность. Мы закинули в машину базовые вещи (многое забыли) и поехали в Черноморск отвезти кота к родителям. Нас родители не хотели отпускать уезжать, потому что они не знали про беременность. Я должна была сделать узи и мы хотели уже со снимком приехать к родителям на 8 марта, поздравить маму и сказать о беременности. И тут папа мужа говорит: Да чего вы? Какая у вас причина уезжать? И тут муж уже говорит: да у нас есть причина, у нас ребенок будет, нам его надо вывезти. Вопросы родителей сразу отпали, но они твердо решили оставаться, а папа в свои 65 лет сказал: все, я пойду воевать, я не буду сидеть сложа руки. В итоге, они волонтерят, а крестная готовит еду для солдат.

В 14:00 мы выехали, подобрали невесту моего брата, и в 16:00 доехали до таможни. Нам еще повезло, ведь в Одессе обычно не особо следят за ПДД, но на заправках машины стояли в очереди, но съезжали на обочину, чтобы не мешать проезду. Мы на таможне простояли 7 часов, но нам это еще повезло. Огромная благодарность пограничникам, так как они разворачивали наглых. Также огромная благодарность пограничникам, что разрешали выходить из машины, пройтись и подышать. 

Был риск, что нас не пропустят на таможне, потому что у нас тех. паспорт был в государственном украинском приложении. А вещи мы собирали абсолютно бездумно, но нам очень повезло, что мы нашли его в вещах и нас пропустили.

Мы проехали границу, и честно, у нас не было никакого плана вообще. У мужа крупная компания, которая сняла отель и скинула адрес. У нас была смешная ситуация, мы когда ехали, то вбили адрес и не понимали куда мы едем, ибо название по карте было “Чисинэу”, и мы думаем, почему китайское название, мы точно едем в Кишинев? Пришлось перепроверить.

Мы не останавливались в молдавских волонтерских пунктах, где поили чаем, потому что у нас есть возможность купить себе еды и чая, подумали, что пусть это останется тем, кто правда нуждается. 

Мы доехали до ближайшей заправки, отогрелись, заправились, поели и поехали дальше. 

Дальше мы планируем ехать к моим родителям в Польшу. Мы решили ненадолго остаться в Молдове, выдохнуть, поехать в Румынию и потом в Польшу. 

Мы молимся и надеемся, что скоро вернемся в Украину. Надеемся, что скоро война закончится, переждем еще немного и вернемся, потому что хочется родить ребенка дома, в Украине”.

 

Если вы беженец из Украины, проживающий на территории Молдовы и хотите рассказать свою историю, пишите нам на имейл [email protected] и мы обязательно с вами свяжемся. 

Telegram