Музыкальный энтузиаст Дмитрий Толкачев: о своей музыке, отсутствии поддержки, комьюнити и молодых группах
На молдавской музыкальной сцене есть большие пробелы – пробелы не с точки зрения музыки, а с точки зрения её освещения. Мы поговорили с музыкальным энтузиастом Дмитрием Толкачевым о том, каким был молдавский андерграунд, о своих музыкальных проектах и о том, где искать перспективных новичков, которые достойны того, чтобы оказаться в ваших плейлистах. Но главное – о помощи и музыкальном будущем Молдовы, которого мы все достойны.
«Чёрный слон», metal.md и комьюнити, которое было
Меня зовут Дмитрий Толкачёв, музыкой я занимаюсь уже 17 лет. Музыка для меня – это хобби, способ самовыражения. Когда мне было 15, я попал в молдавский андерграунд, в металл. Началось всё с того, что мой друг потащил меня в «Чёрный слон». В то время в молдавском металле были десятки групп. Их уровень был просто высочайшим, они играли обалденно круто и все – разные жанры: брутальный дэт-метал, блэк, грайндкор. Когда я это увидел вживую, я просто влюбился в метал. Тогда же я для себя решил: я тоже хочу быть на сцене, моё место на той стороне.
Тогда я и начал заниматься музыкой. Обычно парни собирают панк-группы, но к ним душа у нас не лежала, и мы решили играть грайндкор. В самом начале наша музыка не имела никакой «продуктовой» формы, но я считаю, что первые годы для музыкантов — самые ценные, в начале ты реально создаёшь новое, оно выплескивается из тебя без каких-то предрассудков. Когда тебе 17–18, ты пишешь всё, что чувствуешь, что видишь. В общем, до моих 20 лет я успел переиграть в десятках молдавских групп.
Это были 2000-е, время, когда в Молдове были очень распространены форумы. Такие, как chat.md, metal.md, forum.md, rupere — с очень крутым комьюнити.
Устроено все было так: ты создавал тему на форуме о своей группе, рассказывал, что вы играете. А затем организаторы концерта могли пригласить вас сборной концерт, поэтому начинающих групп тогда было очень много!
От ZAEBISI до «ЭкивокЪ»
Лет в 20 я решил, что мне нужно делать сольный проект, который существует до сих пор, называется он «Сиплый пакет». В этом проекте, соответственно, я всё делал сам: музыку, тексты.
В 2012 году я выпустил альбом, на котором был 21 трек. И почти каждый трек был записан совместно с разными музыкантами: на фитах были два саксофониста, живая виолончель, живая скрипка, камерный оркестр, куча перкуссий, другие гитаристы — я звал их, чтобы стиль этих музыкантов звучал на моих песнях. Так музыка становится гораздо интереснее.
Следующим в моей жизни был проект ZAEBISI, случился он спонтанно: на одном из концертов ко мне подошел друг и сказал, что у него появилась идея – играть прихардкоренный грайндкор с обилием электронной музыки – вся эта комбинация должна была звучать очень убийственно. “И назовем мы это все ZAEBISI”, – сказал он. В этом составе мы записали EP из четырех песен, дома, под вино. По приколу, ради фана, я выложил это в интернет, не ожидая, что мы получим большой отклик. Абсолютно никому неизвестная до этого вещь за несколько дней набрала дофига лайков, нас начали звать на подкасты, про нас начали писать СМИ из разных стран СНГ. Но продлилось это не очень долго: мой друг уехал в Израиль, на его место я позвал нескольких ребят, мы записали еще один EP, сыграли концерт, самостоятельно сняли клип – я считаю, что это был очень новаторский проект для нищего молдавского андерграунда. Мы были одними из первых, кто выступали в масках, делали шоу в молдавском метале. Потом уже другие ребята подхватили эту волну. Но такие проекты долго не живут: они выстреливают и освещают путь для других вещей.
Потом в моей жизни случился OutFm – это была начинающая группа, которая как раз искала барабанщика. Я присоединился к ним, немного причесал их музончик, сняли клип, который даже крутили по телеку, а трек играл по радио. Мы выступали на концертах, в том числе и в Украине. Но и этот проект для меня закончился, и я ушел в звукорежиссуру и начал прокачивать свои скилы там.
Лет в 27 я собрал метал-проект God is dead – для души, чтобы играть там на барабанах и как-то самореализовываться. Изначально была идея играть брутал-дэт на пределе своих физических возможностей. Мы подписались на украинский лейбл и выпустили 1 релиз, который был даже на аудиокассетах, потому что фанаты метал-андеграунда – это фанаты вещей.
Примерно в это время я знакомлюсь с Мишей Сантиметром – это легендарная личность, во времена “Черного слона” он пел в группе, которую сам и собрал – «ЭкивокЪ». Я был фанатом этой группы с 15 лет, а тут он берет и пишет мне в социальных сетях. А нашел он меня тоже забавно: когда я работал на Муз ТВ, мы разбирали коробки с архивом передач на выброс, в этом архиве была и передач “Гараж”, и это был единственный диск, который я сохранил из той коробки, а затем и выложил на YouTube. Спустя много лет Миша увидел это видео, нашел меня и написал с предложением собрать «ЭкивокЪ» обратно. В обновленном составе на барабанах уже был я, я же и спродюсировал новый альбом, который практически полностью состоял из старых песен. Я был фанатом этой группы и записывал этот альбом я для себя и таких же фанатов, как я. Мы сделали это и на этом мы и расстались.
Но желание выступать все еще осталось. В прошлом году мне позвонил мой друг Вова и предложил выступить. Ближайший фестиваль был через 3 недели. Группы у нас нет. пришлось создавать ее с нуля и в очень сжатые сроки. За это время мы нашли басиста, придумали концертную программу, написали песни, оформили их в прихардкоренный блэк. Или бриблэкованный хардкор. Дело в том, что я люблю блэк-метал. Вова любит гранж – мы решили это объединить, несмотря на то, что это идеологически противопоставленные вещи. Мы назвались Gospodar, выступили на том самом фестивале и с тех пор продолжаем действовать.
Сейчас, помимо группы Gospodar, у меня остался один проект, который был всегда со мной – “Сиплый пакет”. И этот проект не про смысл – это про вайб. Когда ты слышишь само название “Сиплый пакет”, то представляешь что-то экспериментальное и немного авангардное. И вайб у него именно такой.
Когда я начинал «Сиплый пакет», я просто не мог найти достаточно грустной музыки под то состояние, в котором я на тот момент пребывал. И я решил сделать эту музыку сам. Но со временем этот вайб менялся, сейчас он, например, уже чуть более ясный.
Все треки для “Сиплого пакета” я выпускаю в качестве синглов. Я могу годами ничего не писать, а потом внезапно что-то выстрелит. Последний трек я, например, записал за 4 часа: мне просто пришло, и я за несколько часов придумал текст, музыку, записал и свел. В таком случае нет смысла ждать других треков для альбома. Это эмоция, которую нужно выпускать тогда, когда она тебя захлестнула.
Я не хочу ограничивать свою музыку жанром, потому что я давно не мыслю такими категориями. Если описывать – это смесь хип-хопа с элементами метала и электроники. В этом проекте я миксую семплирование, синтезирование и запись живых инструментов.
Промоушен, которого нет
Основной промоушен музыканта, который играет живую музыку – это концерт. Да, есть куча проектов, которые раскрутились через интернет, но я знаю, что я никогда не смогу до конца донести до слушателя свою мысль онлайн. К тому же, я музыкант – я не меджер, не таргетолог и не SMM-щик. Я просто не знаю, как это делать. И не должен.
Большая проблема в том, что молдавские СМИ вообще не поддерживают молдавскую музыку. Мне кажется, они забывают, что молдавская музыка – это не только фольклор, у нас есть куча современных групп, про которые никто не рассказывает. Они делают свежие вещи и толкают музыкальную индустрию вперед. Разве молдавский андерграунд не достоин того, чтобы он освещался? Все это поддерживается максимум только на словах.
Вот, к примеру, мои друзья хотели провести собственный фестиваль с живой музыкой, завершающийся техно-рейвом, договорились с одной знаменитой в Молдове площадкой, начали продавать билеты, и за 3 дня до феста он был отменен по непонятным причинам самими арендодателями. Все это очень рискованно. Но даже если у музыканта есть желание как-то раскручиваться, музыкант все равно должен заниматься музыкой, это не его работа. Было бы очень классно, если бы нас поддерживали. Помогите молодежи – тем ребятам, которым по лет 20 и которые горят и что-то делают. Это люди, которыми можно будет гордиться, если им немного помочь. Сейчас молдавский рок – это только Alternosfera и Zdob si Zdub. Давайте все друг другу поможем в этой стране. И замутим еще пару десятков таких групп, чтобы нам было чем гордиться, чтобы все было, как раньше.
20 лет назад в Молдове была очень крутая сцена, это были не всемирно известные группы, но все эти группы были высокого уровня. Их было не стыдно записать и выпустить на лейбле. Это был крутой музон! И мы можем так же, просто помогите им. Путь те, у кого есть власть и деньги, помогут тем, у кого есть талант! Так мы получим крутой продукт, сделанный в Молдове.
Молодые группы, про которые нужно знать
Недавно познакомился с молодой группой, которая называется “Все мои кристаллы”. Играют летние хиты – с одной стороны это лаунж, с другой – это заводная музыка.
Lisa Nicky – делает электронную музыку, она и продюсер, и исполнитель. Это Очень качает, и при этом это очень нестандартная музыка.
Walk alone – отцы молдавского хардкора. Вокалист этой группыподнимал весь андеграундный движ и до сих пор это делает.
Vorkuttah – молодые, но уже опытные пацаны. Выпустили 2 EP, играли в Украине на разогреве у крутой дэткор-группы Slaughter to Prevail. Играют дэткор с примесью других жанров, подают качово, на высоком фирменном уровне.
Проект Nihilist – электронный пост-панк, в современном осмыслении. Прикол этого чувака, что он все записывает и сводит на айфоне – от вокала до музыки.
Про студию звукозаписи и помощь в записи
У меня давно была мечта – своя студия звукозаписи. И наконец-то настал момент, когда я смог ее реализовать: я купил помещение, сделал там ремонт, и сейчас ее обустраиваю.
Во-первых, там можно будет записывать живые барабаны, для которых нужно большое помещение и много микрофонов.
Во-вторых, это отличная репетиционная база.
В-третьих, я тоже хочу внести свой вклад в молдавскую культуру и буду записывать других музыкантов. Я с радостью готов помогать молодым, как могу. Я уже неоднократно так делал. Если мне нравится чья-то песня, но у исполнителя нет денег, я не могу позволить себе, чтобы эта песня пропала.
Я открыт к любым идеям, и если кому-то нужна моя помощь, я готов. Давайте что-то делать. Давайте вместе развивать молдавскую культуру.