Кино на выходные: номинант на Оскар-2021 “Человек, который продал свою кожу”
Telegram

Кинематографический  2020 год завершится в это воскресенье, когда вручение премии “Оскар” подытожит наградной сезон и окончательно расставит точки над всеми i. Год, как уже говорили много раз, выдался кризисным — с отменой главных премьер, приоритетом стриминговых сервисов над кинотеатрами и более камерными работами, которые, если можно так выразиться, “наскребли по сусекам”.

Самым интересным сегментом было анимационное кино, которое в 2020 году победило игровое. И в числе главных фильмов года наравне с “Землей кочевников” — пиксаровская “Душа” с ее побуждением задуматься о вечном и мгновенном, пересмотреть жизненные приоритеты в столкновении со смертью и конечностью существования. Memento mori, ставшее актуальным в ковидные временам.

В анимационном кино очень сильной также была ирландская “Легенда о волках” Тома Мура, где в метафорической форме подан конфликт между природой и средневековой цивилизацией. Антисредневековый посыл этого мультфильма прозвучал в нужное время и очень актуально, а Мур еще раз подтвердил свой негласный статус ирландского Миядзаки.

Но главным событием года стала все-таки “Земля кочевников” Хлои Чжао, которая, скорее всего, и получит “Оскар” как главный фильм года. Снята картина виртуозно и удивительно точно выражает пандемийные времена с их распадом прошлого и неопределенностью будущего. Мир тонет, как “Титаник”, и все мы теряемся в этой катастрофе.

Осталось поговорить о самой интересной с культурной точки зрения категории “Оскара” — “лучший международный фильм”, которая обращает внимание на национальные, а иногда и экзотические кинематографии.

В этом году в ее шорт-листе:

  • датский фильм Томаса Винтерберга “Еще по одной” (он, скорее всего, и победит);
  • румынская документалка “Коллектив”;
  • боснийская драма о конфликте в Сребнице “Камо грядеши, Аида?”;
  • гонконгская мелодрама “Лучшая пора”;
  • франко-бельгийско-тунисский фильм “Человек, который продал свою кожу”.

О последнем мы и предлагаем поговорить в настоящем материале.

Оригинальное название: L’homme qui avait vendu sa peau;
Год выпуска: 2020;
Страна: Тунис, Бельгия, Франция;
Режиссер: Каутер Бен Ханья;
Сценарий: Каутер Бен Ханья;
Жанр: трагикомедия;
Награды: Приз Венецианского кинофестиваля-2020 лучшему актеру (Яхья Махайни);
Актеры: Яхья Махайни, Дея Лиан, Коэн Де Боу, Моника Беллуччи, Саад Лостан;
Продолжительность: 104 минута;

Синопсис:  Сэм Али бежал из Сирии в Ливан. Однажды он зашел на выставку современного искусства, чтобы бесплатно поесть, где и встретил художника Джеффри Годфруа. Годфруа сделал герою предложение, от которого трудно было отказаться: шенгенскую визу в обмен на покупку его кожи. Теперь Сэм станет произведением контемпорари арт. И поедет в Бельгию.

 

Трагикомедию “Человек, который продал свою кожу” впервые показали в сентябре 2020 года в рамках Венецианского кинофестиваля. Яхья Махайни, исполнивший главную роль, получил приз как лучший актер, и у него действительно есть потенциал стать открытием в кинематографе. Почти незамеченной эта лента, снятая режиссером-женщиной из Туниса, добралась до шорт-листа “Оскара”, но о ней при этом говорили сравнительно мало. Тунисский кинематограф не самый известный, поэтому и фильм оказался своего рода экзотикой на кинематографическом столе 2020 года, тарелкой с финиками из далекой и солнечной страны, но под европейским соусом.

Сюжет “Человека, который продал свою кожу”  вдохновлен реальным случаем в мире искусства. Бельгийский художник Вим Дельвуа, который стал прототипом джинноподобного Джеффри Годфруа, в прямом смысле купил спину человека по имени Тим Штайнер, исписал ее татуировкой, а после выставил как арт-объект “Тим”. Случилось это в 2006 году. В 2008 году Дельвуа умудрился даже продать Штайнера немецкому коллекционеру за круглую сумму — после смерти Тима его кожа с татуировкой станет уникальным произведением искусства. Пока же он колесит по музеям мира и выставляется как живой экспонат. Такой вот ликбез по истории современного искусства.

Каутер Бен Ханья адаптирует эту историю для экрана, привнося в нее национальную специфику и тасуя реальность с вымыслом.  “Человек, который продал свою кожу” прежде всего интересен как визуальный опыт: режиссер превращает некоторые его кадры в настоящие инсталляции, любуется картинами европейского искусства в музеях, уделяет особенное внимание интерьерам. Гармонично подобран и саундтрек, который придает этой истории особенный шарм.

“Человека, который продал свою кожу”  можно рассмотреть как любопытный опыт соединения двух кинематографий и культур, западной и Восточной. вежиссер отсылает зрителя к мифам о Пигмалионе и Фаусте, отчасти, быть может, к “Шагреневой коже” Бальзака, рассуждает об актуальном западном искусстве, но с другой стороны говорит и о проблемах арабского Востока, конфликтах, вынужденной эмиграции и сложностях адаптации в иную культурную среду. Фильм о современном искусстве начинает напоминать сказку из “1001 ночи”, где художник играет роль всемогущего джинна, а героев в финале ждет почти болливудский хэппи-энд.

Но это все, конечно, еще и о трудностях ассимиляции, о невозможности стать по-настоящему своим в иной культурной среде. Интеграции не происходит, человек в неродном для него культурном коде обречен на роль человека второго сорта. Но альтернатива возвращения и в родную среду, от которой бегут всегда по каким-то причинам, не обнадеживает. Фильм зависает в растерянности между тем, что возврат невозможен, а интеграция — неосуществима. И в этом у него есть действительно драматический надрыв.

Балансируя между западным и восточным культурными кодами, Каутер Бен Ханья внезапно снимает фильм об их несовпадении. Западу и Востоку не понять друг друга, ассимиляция и адаптация до невозможны. И в этом смысле ее фильм, — не то “Квадрат” Рубена Эстлунда, не то сказка из “1001 ночи” —  несет в себе пессимистичный посыл, да и западная культура показана здесь скорее восточными глазами и остается до конца не понятой. Как нам — восточная. Возможно только взаимное уважение, но не взаимопроникновение. Восток останется Востоком, а Запад — Западом. И этот посыл тоже считывается как актуальный во времена, как человечество шагает к новой организации мира.

Автор: Игорь Корнилов

Telegram