Челюсть предшественника мамонтов обнаружили в приднестровском селе Суклея

В Приднестровье в суклейском карьере была найдена нижняя челюсть трогонтериевого слона, древнего предка мамонта. Кость предшественника мамонтов обнаружили рабочие добывающей компании «Тирнистром». Находку передали в Геолого-палеонтологический музей Приднестровского госуниверситета им. Т. Г. Шевченко.

Находки костей вымерших слонов плейстоценового периода — шерстисткого мамонта и его более древнего родственника  трогонтериевого слона — на территории Молдовы крайне редки.

Это не первая, но самая крупная археологическая находка рабочих компании. Из суклейского карьера в музей уже поступали кости и зубы древних животных, когда-то обитавших на территории Колкотовой балки.

Учёные из ПГУ предположили, что возраст трогонтериевого слона, которому принадлежит челюсть, может достигать от 500 до 750 тысяч лет.

Суклейский карьер является так называемым пятым отложением Колкотовской террасы. Разрабатывать отложения стали ещё в начале XX века, когда началось строительство железной дороги в Тирасполе. Тогда в районе Колкотовой балки были найдены первые фаунистические остатки, которые сейчас известны по всему миру как Тираспольский фаунистический комплекс.

«В советский период всё, что находили в карьерах на территории Приднестровья, отправлялось в музеи Кишинёва, Москвы, Ленинграда. Очень много костей разошлось, потому что у нас музея просто не было. В научном палеонтологическом сообществе наш Тирасполь известен по всему миру. Поэтому очень знаменательно, что именно 2020 год, который для нашей научно-исследовательской лаборатории ПГУ обозначен как Год палеонтологии, начался с такой замечательной находки», – пояснила заведующая Геолого-палеонтологическим музеем ПГУ Елена Кравченко.

Трогонтериевый слон, или, как его ещё называют, степной мамонт, населял Евразию в среднем плейстоцене, примерно 500-750 тысяч лет назад.

Видовое определение слонов плейстоценового периода, относящихся к линии мамонтов, основано преимущественно на строении их верхних и нижних зубов последней смены. В процессе эволюции на протяжении плейстоценового периода изменялись условия жизни животных. Слоны приспосабливались к холодному и сухому климату и новой пище — травянистой и кустарниковой растительности. Для её использования необходим эффективный аппарат перетирания растительных волокон. Поэтому в ходе эволюции слонов мамонтовой линии постепенно увеличивалось число пластин, составляющих зуб, а сами пластины стали высокими, что компенсировало их быстрое стирание о жёсткую травянистую растительность.

Достигая в плечах 5-метровой высоты и весом около 10 тонн, он являлся, пожалуй, крупнейшим представителем семейства слоновых в мире. Также трогонтериевый слон обладал одними из самых крупных бивней среди всех хоботных. Огромные спирально загнутые бивни самцов иногда могли достигать более 5-ти метров.

Источник: novostipmr.com