Что такое мультикультурализм: 9 важных вопросов (и ответов)
Что такое мультикультурализм: 9 важных вопросов (и ответов)
Мультикультурализм — такая форма этнополитики, при которой нетитульному населению нет необходимости идти на вынужденные культурные потери (ассимиляцию) для бесконфликтного сосуществования с большинством, чтобы сохранять групповую идентичность и не подвергаться дискриминации. Мультикультурная ориентация закреплена в Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (1995), в Лундских рекомендациях Совета Европы (1999) и других документах.
Мы привыкли, что мультикультурализм – это про них. Про мигрантов в США, иммигрантов в Канаде и беженцев в Германии. На деле мультикультурализм вокруг нас – это гагаузские закусочные, дёнер-кебаб на углу, католические церкви и синагоги, русские и украинские школы и прочие проявления культурного разнообразия в повседневности. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, откуда родом твои родители (и их родители), определиться с любимым блюдом, поговорить с соседом на румынско-русском или прочесть наши карточки.
Согласно Стэнфордской философской энциклопедии, мультикультурализм – это политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране культурных различий. В широком смысле мультикультурализм – это интеграция без ассимиляции. Это значит, что в одном государстве могут свободно сосуществовать разные культуры, конфессии, языки, образуя общество, в котором каждый человек может жить так, как ему [культурно] удобно.
Да. Молдову уже давно (и речь идет о сотнях лет) сложно назвать мононациональным государством. Несмотря на то, что согласно переписи населения 2014 года, большинство опрошенных (75,1%) назвали себя молдаванами, четверть населения составляют другие этносы: 7,0% самоопределили себя румынами, 6,6% – украинцами, 4,6% – гагаузами, 4,1% – русскими, 1,9% – болгарами, 0,3% – ромами.
В Канаде, где этот термин изначально и появился, это означало уравнивание французского языка с английским в публичных сферах – медиа и т.д. В Европе мультикультурализм стал причиной изменения образовательной системы, пересмотр учебных программ в условиях полиэтничности.
В научной статье о политике мультикультурализма в Молдове политолог Эдуард Волков пишет, что вопреки тому, что официально политика мультикультурализма в РМ не провозглашалась, ее основные черты у нас в стране явно прослеживаются. Например, закон «О функционировании языков» даже в новой редакции (от 2018 года) предоставляет возможность использования и развития гагаузского, украинского, болгарского, идиша, иврита, цыганского и других языков национальных меньшинств. В молдове есть школы и ВУЗы с обучением на русском, украинском, болгарском и гагаузском языках.
Поддерживается и культура – театры, библиотеки, художественные и этнофольклорные коллективы, и все это тоже на разных языках.
Долгое время считалось, что лидеры государств должны руководствоваться простым требованием: одно государство, одна нация, одна культура. Но если разговор идет о населении, в котором разные люди говорят на разных языках, празднуют разные праздники, молятся разным богам, то это условие очень трудно осуществить. Это и приводит страны к политике мультикультурализма.
Не совсем. Политолог Владимир Малахов считает, что мультикультурализм можно разделить на два уровня: бюрократическо-управленческий и общественно-политический. Проще говоря, это означает, что государство должно считаться с тем, что общество культурно разнородно – обеспечивать всем гражданам равные права в развитии своей культуры, языка, традиций, этнических и религиозных ценностей.
Во втором случае – это самое общество меняет свое самопонимание, допуская, что культурная разница в обществе неизбежна. Мы начинаем воспринимать друг друга не как сообщество соплеменников, объединенных общим прошлым, общими корнями, а как совершенно разных людей с совершенно разным культурным бэкграундом. Тем более, взгляд, что этническая принадлежность присуща человеку от рождения давно устарел.
Отчасти. Скорее, это значит, что современные нации не могут существовать без самосознания и самоидентификации людей. Отдельная тема – почему именно этот тип классификации общности (по «национальному» признаку, а не по, скажем, конфессиональному) стал доминирующим. Причина в том, что многие века назад считалось само собой разумеющимся, что власть исходит от бога к монарху, который царствует по праву рождения. Но с подъемом буржуазии возникает новый запрос на власть – она принадлежит народу, то есть нации – в данном случае это одно и то же.
Волков пишет, что мультикультурализм снимает социальные напряжения: воспитывает уважение и толерантность к различным этническим меньшинствам, становится причиной отказа от ксенофобии и шовинизма – в общем, дает каждому человеку реализовывать (или не реализовывать) свое право на отличие.
Критики мультикультурализма тоже есть (например, Меркель, Кэмерон, Саркози). Они считают, что он может стать причиной разрушения культуры принимающей стороны. Решить проблему поможет формирование общего культурного пространства. Но начать можно и с себя – позволить человеку говорить на другом языке, не критиковать его веру и позволить ему жить по его культурным понятиям.
Чтобы проверить, насколько хорошо поняли, что такое «мультикультурализм», предлагаем вам пройти наш небольшой тест.