Local Artist: композитор, пишущий музыку для фильмов, Elias Tadeus
Десятого сентября в креативном хабе Artcor стартовал интенсивный курс по саунд-дизайну. Его ведущий — композитор, аранжировщик и продюсер, который известен работами для кино, Elias Tadeus.
Мы встретились с музыкантом, чтобы услышать привычные звуки по-новому.
О начале пути
Меня зовут Elias Tadeus. Музыкой я был окружен с детства. Когда мне было четыре или пять, я впервые увидел фортепиано, это была любовь с первого взгляда. Я понял, вот то, что позволит мне посмотреть на мир максимально широко, именно с ним нам по пути в этой жизни. Уже в семь лет я освоил навыки владения инструментом и начал писать первые сочинения. К 14-15 годам я опубликовал свои первые инструментальные работы, они зазвучали по радио. Потом был опыт создания песен для артистов. В возрасте 21 года я открыл первую студию-мастерскую. Это было, правда, больше творческое пространство, чем коммерческое, но работа кипела, там собиралось много талантливых людей. Официальный старт музыкальной карьеры пришелся на 2007-2008 годы.
О том, что любое начало — всегда трудно
Начинать всегда нелегко. Пока ты молод и неопытен, пока у тебя нет нужных знакомств, собственного имени, серьезные проекты тебе доверять никто не станет. Это приходится принять как данность. Руку сначала набивают на небольших проектах. Я, например, начинал с песен и музыки для рекламы. Она стала для меня одновременно школой и тренировочным разбегом. Поворотным пунктом оказалось знакомство с Игорем Кобылянским и плодотворная работа с ним в течение нескольких лет. Так я начал писать для картинки. Затем был переезд в Москву и пять лет жизни и работы в ней. В то время, пока у нас кинематографического рынка еще не сформировалось, в Москве он жил по своим непростым, порой, правилам.
О молдавском кинематографическом рынке
Полноценного кинематографического рынка В Молдове до сих пор нет. После развала СССР наше кинопроизводство словно исчезло, примерно с середины 90-х мы не можем говорить о каком-либо национальном кинематографе. Небольшая реабилитация началась после создания Национального центра по кинематографии CNC, основа для формирования новейшего молдавского кино была создана всего лишь три года назад. Надеюсь, спустя определенное количество лет мы сможем говорить о конкретном рынке в нашей стране: аудитория будет ходить в кино на местные фильмы, появятся новые кинозалы (до сих пор они только закрывались). Нам также необходимо создать систему возврата денег, обеспечить работоспособность процедуры cash-rebate-а, которая пока что не отложена до конца не только в Молдове, но и во многих странах СНГ. Это все дело длительного времени. Мы заново ставим фундамент, и в этом, с одной стороны, легкость, а с другой – непомерная сложность: мы будем самыми большими камнями в грядущем строении, на нас возляжет тяжесть тех, кто придет после. Мы должны постоянно помнить: именно сегодня мы задаем тон музыки, которая будет звучать в ближайшие двадцать-тридцать лет.
О музыке в кино
Музыка для кино всегда быстрее приходит к слушателю. Сегодня кинематограф становится своеобразной платформой, которая может донести академические формы до аудитории. Определенные саундтреки — это очень серьезные произведения, их композиторы – сильные академики. Раньше искусство саундтрека считалось второсортным, а может и третьесортным, в наши дни происходит становление этой области как одной из важных отраслей композиторского искусства. Даже Венская академия, известная своим консерватизмом, открывает новый современный корпус и программы обучения музыки для медиа и постпродакшна. Мир меняется, и это правильно.
О симфонической музыке
У меня есть желание попробовать себя в создании симфонической музыки. Я много слушаю композиторов ХХ века: Брукнер, Прокофьев, Стравинский. Меня привлекает их стиль, ритмические и интонативно-мелодические решения. У меня есть определенный опыт дирижирования маленьких и более крупных составов, правда, пока больше в рамках работы в мире кино. Посвящу ли я себя когда-либо исключительно академической музыке, не знаю. Мне это не чуждо, но для подобной работы должны сложиться определенные обстоятельства. Например, мое желание высказать нечто через крупную форму. Симфония, например, требует огромных усилий и немалого времени. Возможно, когда-нибудь я и отдамся этой стезе.
О процессе создания саундтрека
Правил нет. Единственное отличие: нас, композиторов, обычно привлекают к работе в конце, когда общая картинка уже готова, а это иногда бывает очень даже эффективно.
Об участии в проекте “Aripi“
Одна из моих последних работ — создание музыки для VR-мультфильма “Aripi”. Со мной связались за несколько дней до нового года. История понравилась мне сразу, это был один из тех случаев, когда при виде картинки я сразу понял, что требуется написать. Я уловил посыл и необходимое музыкальное настроение. Работа продвигалась в хорошем темпе, всего за три недели музыка была написана, а все SFX и Фолей подготовлены. Писать для VR-проектов немного иначе, чем для 2D: музыка здесь должна быть более проникновенной, максимально детальной, отличаться более высоким уровнем вовлеченности слушателя. “Aripi” у нас получился на славу, мы горды им и рады, что он собирает награды по всему миру. Мы доказали, что и в Молдове можно делать экспортный продукт международного уровня.
Об актуальной работе
Сейчас я сочиняю музыку для нового полнометражного фильма Максима Кисничану «Memoria». Его действие будет происходить частью в XIX веке, частью — в настоящем. Для съемок за Кишиневом даже была построена декорация итальянского города позапрошлого столетия. Для записи сцены, где главная героиня играет на скрипке, мы записывали оркестр в зале Филармонии. Мне выпало роль дирижировать им. Выход картины планируется на 2020 год. Запомните это название и ждите фильм в прокате. Ожидается действительно выдающаяся работа.
О знакомстве с Хансем Циммером
С Хансем мы познакомились на Венском симпозиуме в октябре 2018 года. Это удивительный человек, который совершил подлинную революцию в искусстве саундтрека. Именно благодаря ему они звучат сегодня так, как звучат. Он увеличил ширину и глубину звука, начал подмешивать электронные синтезаторы и звуки. Сам Циммер — человек очень чувствительный, у него невероятная жизненная история. Мне было невероятно интересно понять его философию. Он окружает себя очень талантливыми и мудрыми людьми.
О музыке как высшем из искусств
Шопенгауэр считал музыку высшим искусством. Она универсальна и абстрактна, она не нуждается в переводах, она доступна каждому по мере своей подготовленности, несет в себе огромное количество информации и энергии. Музыка способна вытащить из нас очень много чувств и эмоций. В конце концов, у нее есть поразительная способность помогать человеку. Редко какое из искусств отличается настолько выраженным целительным эффектом. Музыка к тому же привязывает человека к определенным этапам его жизни: она подобна запаху печенья «Мадлен» у Пруста.
О творчестве и сложности красоты
Чтобы что-то сказать миру, сначала нужно очень много впитать и понять, следует разобраться, кто ты, где и почему, и только потом свою форму существования можно материализировать в творчество. Все красивое на самом деле очень сложно устроено. Красота всегда сложна, потому что за каждой гениальной простотой скрываются годы мыслей, переживаний, мучений, радости. У нас даже есть такая шутка: вначале ты пишешь просто и плохо, затем сложно и плохо, потом сложно и хорошо, только конечная стадия — просто и хорошо. Это «просто и хорошо» требует большого количества времени и опыта. Поэтому да, красота всегда сложна.
О главных звуках в жизни
Главные звуки моей жизни — голоса мамы, моей любимой жены, детей, молитва, звуки моря, шелест листьев, травы.
О курсе по саунд-дизайну
Когда я начинал заниматься своим делом, у меня в распоряжении было очень мало информации. Мой курс по саунд-дизайну — попытка сделать ее доступной широкому кругу. Это результат всего моего профессионального опыта, желание поделиться им с новым поколением. Я жду всех, кто хочет попробовать или уже решился на это. Мне есть, о чем рассказать, этим нельзя не воспользоваться. К тому же мы сейчас пытаемся возродить кинематограф в Молдове, а профессионалов как таковых у нас нет. Вот поэтому будем выковывать новые кадры вместе.