Рынок сахара в кризисе: внутреннее производство падает, а цены растут!
Ситуация на рынке сахара в Республике Молдова не раз становилась темой обсуждения в последние месяцы, в том числе с учетом сложной ситуации в этой отрасли, сложившейся в 2024 году, и неизбежности роста цен. Сегодня есть достаточно оснований предполагать, что рынок останется неопределенным не только в 2025 году, но и в последующие годы. Даже краткий анализ положения дел на этом рынке приводит нас к единственно возможному выводу – необходимо соответствовать региональным тенденциям, повышать конкурентоспособность отрасли. И если не предпринять необходимые действия, то ситуация в этой важной сфере будет продолжать ухудшаться, а последствия мы все почувствуем. Но давайте рассмотрим ситуацию по порядку.
Сегодня молдавский рынок сахара чрезвычайно волатилен и подвержен влиянию сочетания внутренних и внешних факторов, учитывая как местное производство, так и импорт. В сахарном секторе Молдовы доминируют два ключевых производителя, которые играют важную роль в производстве, импорте и сбыте сахара на внутреннем рынке. Этим двум производителям придется считаться с определенными факторами. Прежде всего, следует отметить, что внутреннее производство сахара весьма ограничено по сравнению с потреблением внутреннего рынка и имеющимся экспортным потенциалом. Это связано с несколькими факторами, в том числе с климатическими условиями, влияющими на производство сахарной свеклы, а также с постоянно уменьшающимися площадями сельскохозяйственных угодий, отведенных под эту культуру. Таким образом, мы видим, что Молдова не может удовлетворить весь внутренний спрос за счет местного производства сахара и во многом зависит от импорта.
Потребление сахара неэластично и в основном зависит от потребителей пищевой промышленности, использующих его в качестве сырья. По заявлениям производителей сахара, в последние годы внутреннее потребление, включая приднестровский регион, составляет около 78-80 тыс. тонн (волатильность +/-8 тыс. тонн в зависимости от показателей пищевой промышленности). Кроме того, следует отметить, что из-за нестабильности и сезонности этого продукта, Молдова также должна иметь транзитный буферный запас в размере не менее 15 тысяч тонн.
В 2024 году в Молдове сахарной свеклой было засеяно около 14,5 тыс. га, но из-за сильной засухи удалось собрать лишь 230 тыс. тонн свеклы. Это на 28% меньше, чем в 2023 году. Таким образом, удалось произвести около 28 тыс. тонн белого сахара или что-то более 30% потребности внутреннего рынка. |
После недавних решений и заявлений отечественных производителей пищевой промышленности о повышении цен из-за роста стоимости сырья и ожиданий повышения цен на сахар, возникла еще большая неопределенность в отношении перспектив на текущий год.
Климатические изменения, продолжающийся кризис в сельском хозяйстве, международные тенденции регионализации производства сахара в зависимости от эффективности сказались на том, что отечественные производители оказались не в состоянии обеспечить внутренний рынок отечественной продукцией. Дефицит покрывается за счет импорта, который в последние годы постоянно увеличивается.
Максимальный объём производства сахара, по оценкам, может составить до 50 тыс. тонн. Более того, для оптимизации издержек и эффективного использования факторов производства, Молдова сможет запустить всего на 1-2 сахарных заводах из 6-и имеющихся в 2005 году (сахарные заводы в Дрокии, Купчинь, Глодень, Александрень, Дондушень и Фэлешть). При этом часть рынка и затраты будут замещены и покрыты за счет импорта. Таким образом, сохранятся тенденции замещения внутреннего потребления импортной продукцией по более низкой и более конкурентоспособной цене. Гораздо хуже ситуация будет в случае повторной засухи. Последствия для сельхозпроизводителей и отечественных компаний сахарной отрасли будут катастрофическими.
С другой стороны, следует отметить, что внутренний рынок сахара остается чрезвычайно защищенным вследствие политики стимулирования и поддержки местной промышленности. При импорте применяются таможенные пошлины в размере 75% от стоимости товара и НДС в размере 8% или 20% в зависимости от происхождения сахара – из тростника или сахарной свеклы.
Ситуацию несколько облегчает тот факт, что на основании соглашений о свободной торговле, подписанных со странами СНГ, CEFTA, EFTA, а также Соглашения об ассоциации с ЕС, применяются импортные тарифные квоты с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин на импорт.
По информации, полученной от импортеров, на 2025 год текущие заказы на семена сахарной свеклы размещены под посев 11-12 тыс. га, или на 15-20% меньше, чем в предыдущие годы. При среднем урожае в последние годы 35-37 тонн сахарной свеклы с гектара понятно, что этого будет недостаточно ни для загрузки производственных мощностей хотя бы на 40%, ни для покрытия потребностей в сахаре на внутреннем рынке. |
В этих условиях в 2024 году был зафиксирован самый крупный импорт сахара по льготному режиму – около 31,8 тыс. тонн. Большая часть импорта – 16,7 тыс. тонн или 57% – была из стран ЕС (Германия, Бельгия, Польша, Литва, Румыния и др.), Великобритании и 15 тыс. тонн из Сербии на основании Соглашения CEFTA.
Самое парадоксальное, что 2/3 импорта осуществили отечественные производители сахара: Sudzucker Молдова – 15 тыс. тонн или около 50%; Молдова Zahar SRL – 2,9 тыс. тонн или 9%, а также другие местные трейдеры, особенно Sugar Bridge SRL – 9,4 тыс. тонн или около 32%. Плюс компания Шериф из приднестровского региона – 4,9 тыс. тонн или около 17%.
Таким образом, впервые с момента подписания Соглашения о свободной торговле со странами Центральной Европы (CEFTA), Молдова зарегистрировала массовый импорт сахара из Сербии в объеме более 15 тыс. тонн. Парадоксально это или нет, но крупнейшим импортером сахара из Сербии стала компания Sudzucker Молдова S.R.L., которая импортировала более 80% этого количества. В таких условиях, несомненно, компания Sudzucker Молдова S.R.L. получила наибольшую выгоду от существования Соглашения CEFTA, а импорт из Сербии представил собой «спасательный круг» для внутреннего рынка Молдовы от дефицита и ускоренного роста цен.
Тенденция массового импорта сахара сохраняется и в первые месяцы 2025 года. Однако острой проблемой является способ управления тарифными квотами – в первые часы 2025 года были заполнены таможенные импортные декларации на 15,5 тыс. тонн сахара, большая часть которого потребляется местными производителями сахара: Sudzucker Молдова – 10,4 тыс. тонн и Молдова Zahar SRL – 3,5 тыс. тонн, еще 1,6 тыс. тонн – другие.
При этом следует отметить, что сегодня на рынке сахара в Молдове доминирует сильное сочетание импорта и внутреннего производства, которое постоянно сокращается, а импорт становится «ядром» и сутью бизнеса. Причем основными участниками этого рынка являются отечественные производители сахара, которые переориентируют свою бизнес-модель с производства и обеспечения устойчивости сельскохозяйственного сектора, выращивая сахарную свеклу, на массовый импорт от материнских компаний или на внутрикорпоративный импорт. Все больше ощущается отсутствие интереса для построения устойчивого и комплексного бизнеса по всей цепочке формирования цен – от выращивания сахарной свеклы с привлечением фермеров-подрядчиков до переработки и сбыта на внутреннем рынке.
Говоря о перспективах сахарного рынка, мы также должны учитывать международную и региональную ситуацию. Вслед за структурными изменениями в сахарной отрасли и ростом производительности и конкуренции в отрасли, производители сахара в странах ЕС регионализируются и ориентируются на страны, где урожайность сахарной свеклы с гектара превышает 65 тонн и более, а степень загрузки производственных мощностей превышает 80%. Таким образом, производства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы закрываются и концентрируются в северных странах — в так называемом «сахарном поясе»: Германия, Бельгия, Франция, Польша и Нидерланды. В зоне Центральной Европы выживут только Австрия, Чехия, Сербия и Венгрия со средней урожайностью 55-60 тонн с гектара, остальные страны-производители (Хорватия, Словакия, Румыния), несмотря на субсидии, следуют тенденциям сокращения площадей, остановки своего производства и активного сосредоточения на поставках сахара из более выгодных районов или импорте из развивающихся стран, пользуясь преимуществами европейской аграрной и торговой политики.
Молдова, имея урожайность сахарной свеклы с гектара 30-40 тонн (в 2024 году около 17 тонн), морально и физически устаревшее оборудование, не может противостоять растущей конкуренции, что также отражается в статистике экспорта. Республика Молдова имеет коммерческие экспортные преференции в странах ЕС, однако с 2021 года экспорт не осуществляется, даже если тарифные квоты составляют 37 тыс. тонн.
Несмотря на то, что Молдова становится неконкурентоспособной на внешнем рынке и, следовательно, будет ориентироваться на внутренний рынок, совершенно очевидно, что в будущем у отечественной промышленности нет потенциала обеспечить внутренний рынок согласно реальным потребностям и по конкурентоспособным ценам по отношению к импортным. Вот почему необходима радикальная смена подхода.
Прежде всего, требуется пересмотр государственной политики, а также политики производителей сахара в сфере выращивания сахарной свеклы. Во-вторых, необходим пересмотр механизма управления преференциальными импортными квотами. Совершенно ненормально то, что происходит каждый год – льготные квоты на импорт израсходованы в новогоднюю ночь производителями сахара. Понятно, что только компании, специализирующиеся на этом бизнесе, особенно производители сахара, которые также являются крупнейшими импортерами, могут организоваться и получить выгоду от импортных преференций. У всех остальных заинтересованных сторон, включая промышленных потребителей, шансов нет, в том числе и потому, что у них нет необходимой инфраструктуры и ликвидности. Также, помимо пересмотра упомянутого механизма, необходимо инициировать необходимые меры по увеличению этих льготных квот.
В 2024 году конкуренция на рынке сахара и импорт из CEFTA и ЕС спасли отечественных потребителей от повышения цен, которое осенью прошлого года активно предлагали и продвигали отечественные производители. Но так будет не всегда. Региональные риски и давление огромны. Поэтому, если мы хотим, чтобы ситуация на рынке сахара была максимально стабильной, нормальной и обеспечивала потребителей и промышленных производителей качественным сахаром по доступной, конкурентоспособной цене, пора принимать адекватные меры. Если этого не сделать, можем стать свидетелями довольно неприятных, если не сказать серьезных, последствий.
И здесь речь идет о перспективах не в среднесрочной или долгосрочной перспективе, а в краткосрочной. Стратегическое видение должно быть сформулировано ответственными государственными институтами, которые должны структурировать свою аграрную политику, исходя из региональных и международных тенденций, набора доступных политик и эффективности использования государственных денег, если мы говорим о предоставлении субсидий.