Carnegie Politika: Фото с Путиным для Молдовы. Станет ли Гагаузия вторым Приднестровьем
Берлинский центр Карнеги по изучению России и Евразии опубликовал статью о Гагаузии. В ней автор — политолог и журналист Галия Ибрагимова, сотрудничающая также с Locals.md — анализирует, может ли нынешняя конфронтация властей этой молдавской автономии стать угрозой проевропейскому курсу страны.
В статье автор проводит исторические аналогии между Приднестровьем и Гагаузией и рассуждает, почему эти два региона, объявившие в начале девяностых годов о своей так называемой независимости, все же пошли разными путями. Гагаузы вернулись в состав Молдовы, а вот возвращение приднестровцев затянулось.
«Молдавские власти часто предлагают Приднестровью вернуться на таких же условиях — широкие права автономии без федерализации. Однако в Тирасполе не спешат соглашаться», — говорится в статье. Далее автор рассуждает, почему и после воссоединения диалог гагаузов с молдавскими властями складывался непросто.
Много внимания в публикации уделено нынешнему напряжению в отношениях Комрата и Кишинева, возникшему после избрания башканом автономии Евгении Гуцул– протеже беглого олигарха и лидера запрещенной в Молдове партии «Шор» Илана Шора.
«После победы на выборах Гуцул зачастила в Россию, где ее принимают на высшем уровне и представляют едва ли не лидером всей молдавской оппозиции. В марте на Всемирном фестивале молодежи в Сочи она даже переговорила с Владимиром Путиным, сделав с ним совместное фото», — говорится в статье.
Еще одна линия разлома между Комратом и Кишиневом, на которую обращает внимание автор – это война в Украине. Гагаузы, всегда выступавшие с пророссийских позиций, считают, что и сейчас в интересах Молдовы дружить с Москвой. Кишинев же резко осудил российскую агрессию и сблизился с Евросоюзом.
Автор полагает, что отношения гагаузских властей с Кишиневом еще больше обострятся перед президентскими выборами в Молдове.
«Шор сам не может участвовать в гонке, но обещает выдвинуть единого кандидата от оппозиции. Электоральные перспективы такого кандидата сомнительны. Но тут его цель не столько добиться победы пророссийских сил, сколько расшатать сложившийся в стране проевропейский консенсус и снизить популярность Санду», – говорится в статье.
Почему этот план скорее всего провалится, а Гагаузия и Кишинев рано или поздно вернуться к диалогу читайте в статье по этой ссылке.