Что такое «травма свидетеля» и почему это может относится к каждому из нас
Военные действия и преступления наносят непосредственную травму людям, которые оказываются их жертвам. А еще они влияют на психику тех, кто наблюдает за ними со стороны, — наука изучает эти эффекты несколько десятилетий, для них даже придуман специальный термин «вторичный травматический стресс». Разбираемся, что это такое.
Травматическое событие, пережитое человеком, может косвенно повлиять на тех, кто услышал об этом опыте. Чтобы описать эту связь, в психологии используется понятие вторичного травматического стресса: человек, который не был очевидцем или участником события, испытывает те же симптомы, что и пострадавший.
Вторичный травматический стресс затрагивает от 10 до 35% помогающих специалистов — такие данные приводит почетный профессор Брайан Брайд из Университета штата Джорджия в статье для книги Encyclopedia of Trauma: An Interdisciplinary Guide. Среди них, например, психологи, медицинский персонал, социальные работники.
Исследователи начали активно изучать проблему косвенных жертв после теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, когда телеканалы транслировали происходящее у башен-близнецов в прямом эфире. Наблюдатели рассказывали психологам о том, что у них возникла стрессовая реакция из-за того, что они видели повторяющиеся сцены насилия в новостях. «Через некоторое время у части этих людей было посттравматическое стрессовое расстройство, при том, что они напрямую эти события не переживали», — говорит Падун.
Чтобы объяснить, как это работает,можно привести в пример эксперимент, который ученые проводили над крысами. Крыса наблюдала, как другая крыса подвергается агрессивному воздействию со стороны других крыс. Наблюдающая крыса находилась в безопасности, видела это через стекло. Понятно, что симптомы ПТСР у крыс трудно измерить, но есть определенные индикаторы тревожного и депрессивного состояния, а также когнитивных нарушений у крысы, которые связаны с нарушениями памяти. Признаки тревоги и нарушения памяти сохранялись у крысы в течение шести недель после этого, а депрессии — в течение восьми недель. Более того, оказалось, что эта симптоматика связана не со звуками, которые издавала страдающая крыса, и не с запахами, а именно с визуальными образами.
При вторичном травматическом стрессе наступают такие же негативные последствия, как и при первичном воздействии — но менее интенсивные. Человека преследуют навязчивые образы, он ощущает сильное возбуждение и беспокойство. Также у него может ухудшиться память, снизиться когнитивные способности, ему становится сложно заботиться о себе, выполнять рутинные действия.