5 постановок театра “С улицы роз”, которые нужно обязательно увидеть
Telegram

8 августа 2020 года после продолжительной болезни ушел из жизни основатель театра “С улицы роз” Юрий Хармелин. Для театральной жизни молдавской столицы это означает, что ушла эпоха и что театр на русском языке больше не будет таким, каким мы его знали.  Основанный в 1978 году, театр “С Улицы Роз” предлагал зрителю всегда смелые и небанальные постановки. На русском языке в Кишиневе лучше не ставили. Эксперименты, свобода в выборе тем, не боязнь современного материала, язык без цензуры, творческие поиски в режиссуре — театр отличался и запоминался.

Мы выбрали пять самых ярких на наш взгляд постановок Хармелина, которые навсегда изменили театральный мир Кишинева и остались в его истории.

“ЭКВУС”

Один из самых смелых спектаклей, поставленный по пьесе П.Шеффера и поднявший русскоязычный театр Кишинева на европейский уровень. Психоаналитический триллер о мальчике, который ослепил лошадей гвоздем, превращается в тревожащее блуждание по закоулкам изломанного сознания ребенка, чтобы в финале выйти на осмысление того, как и почему человек “убил” Бога. Что это — освобождение или сиротство? Экспрессивный, яркий и неоднозначный спектакль, который надолго оставался в памяти всех, кто его увидел. Фрейдизм превращался здесь почти в мистицизм и достигал философских глубин.

 

“ТРОЙКА СЕМЕРКА ТУЗ”

В  своих постановках Ю.Хармелин часто обращался к творчеству уральского драматурга Николая Коляды, который в конце 80-х навсегда изменил русский театр пьесами “Рогатка” и “Мурлин Мурло”. Парадоксально, но дальше Коляды российская драматургия так и не пошла. О том, как эстетика Коляды повлияла на сам театр “С улицы роз” и постановки его руководителя, еще предстоит разобраться тем, кто будет изучать театр в Молдове, однако эта связь была на лицо. Самая запоминающаяся и особенно ценимая самим режиссером постановка по Коляде — это “Тройка семерка туз”, едкий и циничный перевертыш “Пиковой дамы” Пушкина, в котором классический сюжет, увиденный сквозь призму постмодернизма, внезапно играл современным и злободневным.

 

“ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ”

Этот спектакль, поставленный по хрестоматийной пьесе французского экзистенциалиста Жана-Поля Сартра, запоминался иммерсивным подходом в его начале. Зрителей  вводили в зал не как обычно, а по специальному черному входу, темному туннелю, который стирал пространство между жизнью и смертью и уводил в самое сердце ада, а он, как мы знаем из текста Сартра, это всегда другие. Лаконичный и минималистный на сцене, этот спектакль запоминался той атмосферой потусторонности, которой было окутано само попадание зрителей в зал. Театр когда-то вырос из дионисийских празднеств, и эту сакральную, обрядовую его природу “За закрытыми дверями” передавал отлично.

 

“СИРОТЛИВЫЙ ЗАПАД”

“Сиротливый запад” — обращение к творчеству Мартина МакДонаха, одного из самых востребованных сегодня европейских драматургов . Широкой публике он известен как автор фильма “Три билборда на границе Эббинга, Миссури”, поставленному по его же пьесе. Мартин МакДонах  любит показывать своих героев черненькими и предлагает зрителю полюбить их такими же. “Сиротливый Запад” — одна из самых известных его черных комедий, которая с успехом шла в Кишиневе много лет и знакомила местную публику с лучшим, что предлагала современная драматургия.

“МАМАША КУРАЖ И ЕЕ ДЕТИ”

Один из последних ярких спектаклей Ю.Хармелина, поставленный при поддержке посольства Германии в Молдове. Театральная система Брехта с его остранением, зонгами и проч., здесь была реализована броско и почти максимально верно. Премьера спектакля прошла пышно и торжественно в 2018 году. Возможно, это был последний крупный успех, на зато какой достойный. Этот спектакль — дань и немецкому театру, и целой режиссерской концепции, которая во многом проглядывала и в других постановках режиссера.

Это всего лишь пять спектаклей, но их было десятки, не говоря уже о постановках зарубежных режиссеров, реализованных в театре “С улицы роз”. Они творили культуру не в центре Кишинева, а почти на его окраине, но тем не менее оставили след в памяти всех, кто хоть однажды их посещал. Эпоха подошла к концу. Таков ход времени. Остается только быть благодарным тому, что было.

 

Автор: Игорь Корнилов

Telegram