Кино на выходные: “Паразиты” Пон Чжун Хо
В эти выходные, наконец, говорим об одном из главных фильмов лета и года в целом: южнокорейских “Паразитах”, удостоенных высшей награды Каннского кинофестиваля-2019. По итогам Оскара-2020 “Паразиты” названы главным кинематографическим событием года, одержали победу сразу в четырех номинациях, включая победу в категории “лучший фильм”. Работа Пон Чжун Хо беспрецедентно стала первым фильмом на иностранном языке, взявшим главную награду Американской киноакадемии.
“ПАРАЗИТЫ”
Оригинальное название: Gisaengchung / 기생충;
Год выпуска: 2019;
Страна: Южная Корея;
Режиссер: Пон Чжун Хо;
Сценарий: Пон Чжун Хо; Хан Джин Вон;
Жанр: трагикомедия; триллер;
Актеры: Сон Кан Хо, Ли Сон Гюн, Чо Ё Джон, Чхве У Щик, Пак Со Дам;
Награды: Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля-2019; 4 премии Оскар за лучший фильм года, лучшую режиссуру, лучший международный фильм и лучший оригинальный сценарий; 2 премии Бафта-2020 за лучший фильм на иностранном языке и лучший оригинальный сценарий; Премия Сезар за лучший фильм на иностранном языке; Золотой глобус-2020 за лучший фильм на иностранном языке;
Продолжительность: 131 минута.
Синописис:
Сеул, наши дни. Семья бизнесмена Пака проживает в роскошном особняке. Паки благородны, но очень доверчивы. Семейство безработного Кима ютится в убогом подвале и готово на многое, чтобы выбраться отсюда. Но так ли все однозначно, как кажется на первый взгляд? Законченные ли преступники Кимы или они просто жертвы социальной системы? И кто на ком на самом деле паразитирует: богатые на бедных или бедные на богатых?
Культура Южной Кореи в 2010-х продолжает переживать свой рассвет, и ее кинематограф, который вырвался в бесспорные лидеры в дальневосточном регионе, — самое яркое тому подтверждение. Палитра жанров в южнокорейском кино многообразна, от медитативных философских драм до бодрых триллеров, но каждый раз это смелое, оригинальное, одновременно самобытное и претендующее на универсальность кино. В последние годы сразу несколько южнокорейских фильмов становились триумфаторами критиков и хитами мирового проката: в 2016 у нас была уводящая в хитросплетения своего сюжета “Служанка” Пак Чхан Ука, в 2018 — “Пылающий” Ли Чхан Дона с его философскими нотами и лейтмотивом невозможности познать и понять окружающий мир.
“Паразиты” Пон Чжун Хо словно взяли у “Служанки” витиеватость сюжетных поворотов, а у “Пылающего” мотив социального неравенства, чтобы смешать в трагикомический коктейль, который и поразит, и оттолкнет, и восхитит. Результат — Золотая пальмовая ветвь, врученная не только этой картине, но и всему южнокорейскому кинематографу в совокупности. И если вы по каким-то причинам еще не открыли его для себя, именно сейчас и именно с этого фильма стоит начинать знакомство.
Поначалу “Паразиты” выглядят чем-то вроде юго-восточного ответа звягинцевской “Елене” (2011). В фильме российского режиссера обитатели социального дна тоже пытались занять место тех, кто выше. Но если у Звягинцева получилась мрачная притча об уязвимости цивилизации перед приходящим ему на смену варварством, у Пон Чжун Хо все гораздо более неоднозначно и многопланово.
Социальный материал для искусства всегда опасен тем, что угрожает обратить его в публицистику и тем самым убить художественное начало. Пон Чжун Хо ловко этого избегает. “Паразиты” — произведение, в котором эстетическая составляющая главенствует. Это не очередное высказывание на тему бедных и богатых (или не только оно), а сложная игра в построение сценария: сюжетный виток за витком будет переворачивать происходящее с ног на голову, меняя отношение к героям и даже жанр. То, что начинается, как довольно подленькая комедия, становится в итоге и абсурдистским триллером, и подлинной драмой. Удовольствие от “Паразитов” получаешь от петлистости его сюжета, от резкой смены повествовательных регистров, от того, как ловко преодолевает режиссер шаблоны жанров, выходя на мультижанровый и внежанровый контекст.
Пон Чжун Хо не выносит диагнозов системе, ему интересно, как человеческая природа функционирует в заданных условиях. Социальное неравенство здесь — отправная точка, которая поможет показать человека как биологический вид во всех полярностях проявления его сути. В конце концов, неравенство будет всегда, такова природа: каждый рождается с неодинаковым набором естественных свойств и способностей. Всегда будет некто, кто в чем-то превосходит других. И всегда будет некто другой, кто этому первому завидует до ненависти. Дальше — не то фарс, не то трагедия. Правых и виноватых нет, таков естественный порядок вещей. Речь скорее о том, какой должна быть социальная система, чтобы компенсировать разрыв в естественных различиях и сделать наше сосуществование более человечным. Ведь паразитами становятся, когда осознают, что во всем обделены и не могут справиться с окружающим превосходством. В кадре часто и символически мелькают тараканы, намекая на самоощущение семейства Кимов. Тараканьи условия жизни порождают тараканью этику.
Таким же иносказанием выглядят и жилища персонажей: Кимы живут в подвале (это естественно, подвал социальной лестницы), Паки — на возвышенности. Обнаружится в фильмах еще одна локация, гораздо глубже, чем подвал первого семейства: социальная структура разветвлена гораздо сложнее, чем кажется.
Метафорой прочитывается и камень, который сын семейства Кимов везде носит с собой: как ни поднимайся, камень всего равно утащит тебя туда, откуда ты родом. В конце этому булыжнику предстоит сыграть еще одну роль, чеховского ружья, но намеки на это будут выглядеть спойлером.
“Паразитов” интересно воспринимать в контексте с прошлогодним шедевром южнокорейского кино, “Пылающим” Ли Чхан Дона. Оба фильма как бы ведут друг с другом диалог. Оба дополняют друг друга. “Пылающий” был не совсем о социальном неравенстве, но и о нем в том числе. Два главных героя из разных слоев общества объединялись благодаря таинственному исчезновению их общей знакомой. Результат был плачевен. Взгляд Ли Чхан Дона на систему природного и социального неравенства более фаталистичен и суров, чем у Пон Чжун Хо. Согласно логике “Пылающего”, выхода нет, разорвать роковое различие между людьми невозможно, так будет всегда, а столкновение представителей разных слоев общества может иметь только трагический исход.
Пон Чжун Хо в “Паразитах” приходит примерно к такому же выводу, приводя персонажей к итоговой кровавой вакханалии, но почти сразу после нее приклеивает к своей работе катарсический эпилог, словно оставляя возможность надежды: переход между уровнями социальной лестницы пусть возможен, при условии огромных учебы, работы и самосовершенствования. Но только в случае единиц, не коллективов.
“Паразиты” — фильм удивительный. Он заставляет гадливо поежиться от того, каким мелким может быть человек, и в то же время оставляет возможность растрогаться, каким беспомощным может быть он же перед непреодолимостью естественных и социальных механизмов.
Мы все обречены на этот абсурдистский фарс, представленный в “Паразитах”. Остается только понять, как сделать исход чуточку счастливее.
Автор: Игорь Корнилов