Александру Донич: молдавский интеллектуал на стыке культур
Telegram

Александру Донич: молдавский интеллектуал на стыке культур

19 января 1806 года в селе Безень, Сорокского уезда родился Александру Донич – герой молдавского пантеона литературных классиков и создатель национальной румынской басни. Это если говорить языком справочника. В массовом сознании он зачастую проходит по линии персонажа школьного учебника, портрета над доской в кабинете румынского языка или бюста на Аллее Классиков в центральном парке Кишинева. Если отойти от этих привычных форм и рассмотреть жизненный путь Донича, то мы увидим, что это путь молдавского интеллектуала, который умело синтезировал актуальную для своего времени русскую и европейскую мысль и успешно адаптировал её к местным реалиям.

Александру Донич родился в начале 1806-го. В тот момент территория между Прутом и Днестром входила в Молдавское княжество, контролируемое Османской империей. Но уже в декабре этого года началась очередная русско-турецкая война. Одним из её итогов, 6 лет спустя, станет присоединение Бессарабии к Российской империи. Для эффективного управления территорией, русское правительство создаст из представителей старого боярства и знатных молдавских родов  – новое бессарабское дворянство, которое должно стать опорой Российской империи в регионе. Стамати, Хаждеу, Стурдза, Лазо и другие фамилии, чьи представители в дальнейшем станут заметными участниками научных, культурных или общественно-политических процессов, и завоюют известность и признание далеко за пределами Бессарабии. Вполне закономерно, если учесть, что в то время лишь немногочисленная верхушка региональной элиты имела возможность обеспечить своих детей образованием. В эту элиту входит и род Доничей. У помещика Дмитрия Донича и Елены Донич, урождённой Ламбрино, имение в уединённой лесной долине Кодр, недалеко от Оргеева. Здесь появляется на свет и проводит детство Александру.

Дом-музей Александру Донича, село Донич, Оргеевский район (ранее Безены, Сорокский уезд). Источник: benia.livejournal.com

Когда Александру исполняется 13 лет, родители определяют его в Кадетский корпус в Санкт-Петербург. Для этого они используют свои связи с Иоанисом Каподистрием  – российским государственным деятелем и дипломатом, занимающим  должность администратора Бессарабии. Кадетский корпус совмещал в своей программе общеобразовательный и военно-специальный курсы. Помимо учебного процесса, в корпусе кипела культурная жизнь  – создавались кружки любителей словесности, ставились театральные постановки, среди воспитанников было модно увлекаться литературой и поэзией. Это была среда, в которой быстро набирают популярностью смелые стихи молодого Пушкина, а насмешливо-ироничное отношение к изъянам общества, удачнее всего умещается в иносказательном формате басни.  Благодаря деятельности Ивана Андреевича Крылова, басни входят в моду среди молодёжи, падкой на остроты и провокации, и становятся новым явлением для русской культуры начала XIX века. Александру Донич проводит в этой атмосфере 6 лет и девятнадцатилетним русским лейтенантом возвращается в Бессарабию, где поступает на службу в один из южных гарнизонов.

Парадный вход в Первый Санкт-Петербургский кадетский корпус

Военная карьера Донича не задалась. Скорее всего, он уже тогда чувствовал себя интеллектуалом, которому ближе заниматься общественной деятельностью, а не обслуживать русские государственный интересы. В 1826, спустя всего год службы, он подаёт в отставку. В этот период Александру Донич знакомится с Константином Негруцци, который часто приезжает в Кишинёв из Ясс, столицы запрутской Молдовы. Вероятно, именно Негруции объясняет ему процессы, протекающие там. Румыния, как государство, появится только спустя 50 лет, а пока на этой территории находятся так называемые Дунайские княжества – Валлахия и Молдова, остающиеся вассалами Османской империи. Национальная идея в княжествах базируется на мечте об освобождении от турецкого влияния. Когда русско-турецкие войны ослабляют это влияние, в княжествах начинаются серьёзные культурные и общественные изменения. Усиливаются связи княжеств между собой и Трансильванией. Объединяющим фактором выступали общая история, язык и религия. Уже к 1830-м годам жители Дунайских княжеств и Трансильвании идентифицировали себя названием «румыны», а не «валахи», «молдаване», «трансильванцы» и«банатцы».

Дунайские княжества и Трансильвания в первой половине XIX в.

Началась популяризация румынского языка, появились газеты, написанные румынской латиницей: «Albina Românească» и «Curierul Românesc». В их первых номерах прославлялась Россия, освободившая княжества из-под турецкого гнёта. Одновременно увеличивалось количество школ с преподаванием на родном языке (ранее в учебных заведениях использовался греческий). В Яссах и Бухаресте – столицах княжеств – открылись первые академии. Молодёжь начала совершать первые поездки за рубеж с целью продолжить обучение. Она стремилась в такие крупные европейские университетские города, как Париж, Гейдельберг, Берлин, Вена. Появилось поколение, воспитанное на европейской культуре и оно, в отличие от поколения родителей, видело своё будущее в европейском, а не русском ключе. Позже Алеку Руссо по поводу этого периода напишет: «За шестнадцать лет, с 1835 по 1851 год, Молдова прожила больше, чем за предшествовавшие пятьсот лет своей истории… Глаза и мысли родителей были устремлены на Восток, наши – на Запад, различие – как небо от земли». Александру Донич понимал, что его место, как человека который мыслит, говорит и пишет на румынском языке, там – за Прутом, где рождается близкая ему общность и культура. К концу 1826 года он переезжает в Яссы.

Яссы в XIX веке – центр культурной и общественной жизни запрутской Молдовы.

Как многие гуманитарные интеллектуалы того времени, в Яссах Александру Донич зарабатывает себе на жизнь адвокатурой и юриспруденцией. Он быстро входит в круг новой национальной культурной элиты.  В культурных процессах он видит себя не столько чистым литератором, сколь просветителем. Если говорить современным языком, то культуртрегером, который встраивает передовую европейскую и русскую мысль в новый румынский контекст. Он вносит свой вклад в развитие национального образования, прессы и театра. Донич переводит на румынский поэму Пушкина «Цыгане», стихи Лермонтова, а совместно с Константином Негруцци  книгу «Сатиры и другие стихотворные сочинения князя Антиоха Кантемира». Свой главный статус – создателя национальной румынской басни – Александру Донич получил после выхода в 1840 и 1842 годах двухтомного сборника «Fabule» («Басни»), в который были включены его произведения и переводы. Пользуясь методами Ивана Крылова, применяя сюжетные приёмы французского отца басен – Лафонтена, вдохновляясь сатирами своего земляка (правда, писавшего по-русски) – Антиоха Кантемира, Донич создаёт новый басенный мир, имеющий ярко выраженный национальный колорит и адаптированный к реалиям и проблемам своего времени.

Александру Донич умер в декабре 1865 года, в возрасте 59 лет. Последнюю часть жизни он провел в Пьятра-Нямц. Вокруг этого небольшого городка теснятся покрытые лесом карпатские отроги. В сумерках они напоминают склоны молдавских Кодр, на которые в детстве Александру смотрел из окна дома своих родителей.

 Материал подготовилМаксим Поляков

Telegram