Вспоминаем 2016-ый: Как возникла идея рубрики #таещёдоска
Новый год – это не только повод выпить бокал игристого под бой часов, но и вспомнить всё новое и хорошее, что принёс год уходящий. Одним из таких начинаний в locals.md стало появление рубрики #таещёдоска. В сегодняшнем выпуске авторы постоянной рубрики Владимир Цуркан и Сергей Петренко рассказывают, как у них родилась идея писать статьи о мемориальных досках Кишинёва.
Рассказывает Владимир Цуркан:
Однажды зимним утром я решил выйти из дома пораньше, чтобы пройтись пешком до места моей работы и поразмышлять. Путь мой пролегал по улице Георге Асаки, плавно переходящую в улицу Пантелеймона Халиппы. Проходя мимо рынка, название которого звучит гордо и незатейливо – «Птичка» – я решил свернуть на Льва Толстого, и здесь, на пересечении этой улицы и улицы Букурешть, на стене старого дома №1 состоялось моё первое осознанное знакомство с мемориальными досками.
Внимание моё привлёк каменный горельеф молодого писателя, висящий на старой стене старого дома… Я ещё тогда подумал, почему он висит именно здесь на этом доме и, вполне вероятно, что горельеф может исчезнуть из-за ветхости дома – дом-то могут снести…
Потом меня заинтересовала информация, выбитая на мемориальной доске. Тогда я впервые узнал, что Лев Николаевич жил в нашем родном городе. Как-то, к моему стыду, я пропустил этот факт в студенческие годы.
Я стоял и смотрел на горельеф и мемориальную доску солнечным, но морозным утром, и мысли в голове роились беспорядочно. Но постепенно начало складываться некое понимание чего-то значимого, любопытного и интересного. Я вприпрыжку побежал на работу, стараясь не упустить нечто важное, которое окончательно оформилось в голове, когда я встретился на работе со своим коллегой Сергеем.
Дело в том, что мой коллега – фотограф. И я его попросил сфотографировать для меня на память горельеф и доску Льва Толстого. Он согласился. Потом в процессе совместного обсуждения нам одновременно в голову пришла мысль описывать доски. Полностью по мере сил и возможностей, максимально глубоко раскрыть историю мемориальной доски в целом и человека, которому посвящена та или иная доска. А у Сергея ВКОНТАКТЕ есть группа, где была создана рубрика #таещёдоска, и Лев Толстой и его мемориальная доска стали первыми героями первой статьи. Потом были другие герои, не менее харизматичные.
Вот так из одной ранней прогулки зародилась и воплотилась в жизнь идея описывать мемориальные доски. И дать возможность познакомиться людям, читающим наши статьи, через вот такой своеобразный экскурс в историю нашего края, с жизнеописанием колоритных и интересных личностей, которые очень много хорошего и полезного сделали для духовного наследия своей Родины.
Рассказывает Сергей Петренко:
Как-то на работе в промежутке между бурной трудовой деятельностью ко мне подходит мой коллега со словами: знаю, мол, что ты ездишь и фотографируешь всякую всячину в городе, а ведь есть возможность снять для меня нечто стоящее – на углу Льва Толстого и Букурешть, на старом доме, здоровенный такой горельеф Льва Николаевича? Этот самый коллега, Владимир Цуркан, который давеча, проходя мимо того самого дома, увидел большое объявление о его продаже. Ему почему-то казалось, что новые хозяева непременно снесут этот горельеф, и он канет в лету!
Доля истины в его опасениях, конечно, была – здание официально не является историческим памятником. Более того, стоит в очень оживлённом месте в самом центре города. Так что вполне возможно, что вместо этого здания после продажи мог вырасти очередной шедевр какого-нибудь современного архитектора с нестандартной художественной ориентацией. Я же попросил Владимира найти определенный материал о посещении Льва Толстого Кишинёва и выложить к фотографиям в группе этот материал. В момент, когда происходила эта беседе, по крайней мере, у меня было убеждение, что есть некий республиканский портал, где собрана информация обо всех мемориальных досках, так как их появление инициировано государством и чаще всего финансируется из бюджета. Стали вспоминать, какие ещё доски знаем. Признаться, чаще всего, в беседе мы только смутно представляли себе их расположение, даже не подозревая, кому она посвящена и после несколько раз повторённого в беседе «та ещё доска» как-то сразу сформировалось и название. Впоследствии, уже после этой беседы выяснилось, что никакой систематизированной информации о досках не существует. Именно этот факт подстегнул нас к дальнейшей работе.
Теперь уже всё свободное время стало уходить на поиски самих досок, их фотографирование, поиск материалов. Интересно, что во время непосредственного фотографирования я столкнулся с тем, что велосипед, на котором я подъезжаю к объекту, всегда оставался без присмотра – поэтому как-то быстро сформировалась привычка, переросшая в традицию, включать велосипед в общую композицию с доской.
Вот как мне вспоминается появление #тойещёдоски. Стоит также упомянуть, что это увлечение не стало бы столь серьёзным, если бы за каждой доской для нас с Владимиром не открывалась бы действительно интересная информация, связанная, зачастую, не только с персонажем доски, но и с историей нашей страны в целом. Сколько часов с ним проведено за дискуссиями на эту тему… А с осени наш проект начал публиковаться на моём любимом городском портале Locals.md, который давно привлекал моё внимание статьями из истории города и надеюсь, что наша рубрика удачно вписывается в общую концепцию сайта».
P.S. …На данный момент в Кишинёве нами было найдено около восьмидесяти мемориальных досок, каждая из которых ждёт своего времени, своей пятницы на публикацию.