#таещёдоска: писателю ЛЬВУ ТОЛСТОМУ
В начале марта 1854 года молодой подпоручик артиллерии граф Лев Толстой (уже известный своей повестью «Детство») получив назначение в Дунайскую армию, направляется на юг. Проделав долгий и тяжёлый путь из Ясной Поляны через Курск, Полтаву, Балту и Кишинёв, спустя девять дней, граф прибыл в Бухарест, в расположение князя М.Д. Горчакова – в то время командующего русскими войсками, расположенными в Молдавии и Валахии.
И в первой половине марта года 1854-где-то после третьего, но не позже двенадцатого марта – произошла первая встреча Льва Толстого с нашим краем.
Сегодня о связи великого русского писателя с нашей страной (и нашего родного города в большей степени) напоминает мемориальная доска с его каменным горельефом, установленная на фасаде жилого дома на пересечении улиц Букурешть и Льва Толстого под номером № 1. На мемориальной доске выбиты следующие слова: «В память о пребывании в Кишинёве в сентябре-октябре 1854 года Льва Николаевича Толстого. Установлена русской общиной и фондом славянской письменности и культуры в Республике Молдова в октябре 1994 года».
Мы собрали десять фактов о пребывании (и не только о пребывании) великого русского писателя в Бессарабии в целом и в Кишинёве в частности.
Прослужив около полугода в Бухаресте – но, не успев поучаствовать в боях с турками – третьего сентября 1854 года Лев Николаевич пересекает вместе с артиллерийским корпусом русскую границу на реке Прут у бессарабского местечка Скуляны – об этом свидетельствует запись в дневнике писателя. В Скулянах Толстой находился до четвёртого сентября.
Целый день писатель ходил по деревне, два раза принимался писать. Но работа не шла. В то время Толстой работал над рассказом «Рубка леса». Пятого и шестого сентября Толстой находился между Скулянами и Каларашом. В Калараш («Колораш», как писал Толстой) он прибывает седьмого сентября. Населённые пункты в сторону Кишинёва Толстому не запомнились («Переход, до чорт его знает как»). Но это могло быть местечко Сташены – наиболее крупная «точка» на отрезке пути следования артиллерийского корпуса.
И наконец, девятого сентября 1854 года писатель прибыл в Кишинёв, зафиксировав в своём дневнике сие событие. Это было началом относительно долгого пребывания Толстого в этих местах. Время пребывания в нашем родном городе – непродолжительный, но знаменательный эпизод в жизни и творчестве русского писателя. С Кишинёвом связаны интересные и важные мысли тогда ещё молодого писателя.
Здесь, в Кишинёве зарождается мысль о создании «Общества для содействия просвещению и образованию среди войск». Эта весьма необычная мысль для того времени зародилась в середине сентября 1854 года в кружке офицеров – сослуживцев Толстого. Это были капитаны А. Я. Фриде, А. Д. Столыпин, штабс-капитаны И. К. Комстадиус и Л. Ф. Балюзек, поручики Шубин и К. Н. Боборыкин и подпоручик Л. Н. Толстой. Идея и посыл были просты и понятны – распространять свет грамоты среди простых военнообязанных, научить их самостоятельно мыслить. Но жизнь проекта оказалась непродолжительной – пять из семи офицеров (кроме Фриде и Толстого) неожиданно отказались от ранее намеченного проекта.
Но, как оказалось позже, эти пять офицеров перевели проект в иную, более удачную плоскость – решили создать печатный орган для солдат. Лев Николаевич горячо поддержал новую затею. Журнал должен был называться «Солдатский вестник» или «Военный листок».
«Мы хотели основать «Листок» по цене и содержанию доступный всем сословиям военного общества, который бы, избегая всякого столкновения с существующими у нас военно-официальными журналами, служил бы только выражением духа войска» (из переписки Толстого с Н. А. Некрасовым).
Но, проект, увы, реализовать не удалось. Государь просто не желал дозволить основание журнала, целью которого было бы распространение среди солдатской массы грамоты и просвещения.
Благородный замысел, опередивший своё время был загублен в самом зародыше.
Проект журнала с поправками Льва Николаевича, а так же небольшой архив журнала хранятся в Архиве Толстого в Государственной библиотеке Имени В. И. Ленина в Москве. В конце проекта рукой Толстого приписан адрес, где осуществлялся проект и где должен был издаваться сам журнал: «На Золотой улице, дом Хомудиса». Примечательно, что Золотая улица ныне улица Пушкина.
Кишинёвский период в жизни молодого Толстого примечателен и любопытен ещё в одном отношении. В нашем городе была написана публицистическая «не совсем православная» статья. Об этой статье Толстой говорил в письме к брату и в двух письмах к Некрасову – от 19 декабря 1854 года и от 11 января 1855 года. И поэтому есть основания утверждать, что журналистская деятельность Толстого началась именно в Кишинёве в 1854 году.
Именно в Кишинёве Толстой написал рассказы «Записки фейерверкера», «Дядюшка Жданов и кавалер Чернов», «Как умирают солдаты».
Хотя жизнь Толстого в Кишинёве была наполнена различными планами и замыслами, он постоянно думал о драматических событиях, происходивших в это время в Крыму. Молодой офицер настойчиво добивался перевода в Крым. И 2 ноября 1854 года писатель выезжает из Кишинёва в Севастополь. Там он участвует в боях. Все события и переживания того периода он отражает в своих знаменитых «Севастопольских рассказах».
Многочисленные дневниковые записи с упоминанием Бессарабии, Кишинёва и молдавских реалий делались Толстым в разное время в связи с приездом к нему в Ясную Поляну разных лиц из Бессарабии, которые желали увидеть великого писателя и побеседовать с ним.
Очень любопытной является дневниковая запись, сделанная Львом Николаевичем 25 августа 1910 года. «…Откуда деньги для проезда в Кишинёв?»
…В то время у Толстого созревал план ухода из Ясной Поляны. Выбирая возможные места, Толстой вспомнил и Кишинёв.
«Куда бы подальше уехать?» – спрашивал Лев Николаевич своего личного врача и друга Душана Петровича Маковицкого.
«Я предложил, – рассказывает Маковицкий, – в Бессарабию к московскому рабочему Гусарову, который там живёт с семьёй на земле, там же Александри. Только туда долго ехать, – прибавил я, – не из-за расстояния, а из-за медленного хода поезда и сообщения . Лев Николаевич ничего не ответил. Гусарова и его семью он хорошо знает и любит».
(Н.Н. Александри – бессарабский помещик из села Вороновица Хотинского уезда, один из близких знакомых Толстого, неоднократно бывавший в Ясной Поляне.)
Таким образом, когда Лев Николаевич искал деньги в 1910 году, чтобы приехать в Кишинёв, он наверняка хотел остановиться у кого-нибудь из своих знакомых или друзей, но не в городе, а в Вороновице или где-то в другом месте, но непременно на земле – в деревне.
Освоение творчества Толстого началось в Молдавии в 1906 году публикацией в газете «Бассарабия» его рассказа на молдавском языке «Корней Васильев». Но наиболее значительным событием стало издание в 1908 году на молдавском языке уникальной (в своём роде) книги под названием «Рассказы графа Л.Н. Толстого. Для молдавской деревни». Это единственное отдельное издание на молдавском языке русской литературы, осуществлённое в дооктябрьские годы. Оно адресовалось специально молдавскому деревенскому читателю, что предопределило его общее содержание и даже внешнее оформление. Подбор рассказов – «Хозяин и работник», Два старика», «Чем люди живы». На обложке книги знакомая и близкая сельскому читателю картина – Лев Николаевич в простой косоворотке и косит.
…Через некоторое время после установки бронзовый горельеф был похищен и его заменили на каменный.
Имя писателя носит кишинёвская улица (бывшая Килийская).
Не сохранился дом, в котором в Кишинёве жил великий русский писатель. Не сохранилась и гранитная стела, установленная на центральном проспекте столицы к 150-летию со дня его рождения.
P.S. (жизнь после смерти в Кишинёве). Интересно, что с апреля по октябрь 1901 года в доме №1 на углу нынешних улиц Букурешть и Льва Толстого, где жил и творил герой данного выпуска, находилась первая подпольная типография ленинской газеты «Искра»…, но это уже совсем другая история, представленная в одном из предыдущих выпусков.
Авторы: Сергей Петренко и Владимир Цуркан
читайте другие истории города в VK авторов