Интервью: Даша Чегаровская о своем фотопроекте “365 shades of Dasha” (ЧАСТЬ 2)
Полгода назад мы уже рассказывали о фотопроекте Даши Чегаровской, которая пообещала делать автопортреты каждый день в течение целого года. Вчера на странице Даши в фейсбуке появилась последняя – 365-ая фотография. Мы поспешили задать ей несколько вопросов под занавес её вдохновляющего фотопроекта и поделиться кадрами из второй его половины.
Отличаются ли твои фотографии на начальном этапе от тех, которыми ты завершила проект? Помог ли тебе проект приобрести какие-то профессиональные навыки или совершенствовать уже имеющиеся?
Да, конечно, иначе во всём этом не было бы никакого смысла. Я начинала практически не имея навыков, только-только стала понимать разницу между выдержкой и диафрагмой. В начале проекта я делала упор на образы, ставила фотоаппарат на штатив, белый фон и делала из подручных средств “маску” или костюм. Много фотошопила, потому что фотографиям не хватало изюминки, и я добавляла её искусственным образом. Когда заканчивались идеи, всегда можно было куда-нибудь приделать космос. За этим наверно было интересно наблюдать, но к фотографии это мало имело отношения. Всё приходило со временем. Большинство моих любимых фотографий сделаны в последней четверти проекта, наверно я только тогда начала видеть кадр еще до того, как сделаю его.
Оглядываясь назад, можешь сказать, чего тебе больше всего не хватало при реализации проекта?
Мне очень не хватало на всё согласной безработной сестры-близнеца. Много фотографий так и не случилось просто потому, что мне нужна была помощь, а конкретно в этот момент мне эту помощь оказать не могли. Всё было бы значительно проще, если бы я сама могла контролировать кадр и управлять им, а не просить кого-то, кто впервые держит в руках что-то серьёзнее мыльницы. Много времени терялось из-за беготни к штативу и обратно, а еще вот это чувство, что ты постоянно кого-то напрягаешь…
Просматривая альбом со всеми фотографиями проекта, ты, наверняка, сегодня на них смотришь другими глазами. Многие ли из них у тебя вызывают желание их переделать? Возникают ли мысли, что сейчас бы ты это сделала по-другому?
Есть несколько хороших идей, которые были подпорчены исполнением. Где-то накосячила с настройками, где-то было мало времени, где-то совсем ужасный фотошоп. Раньше хотелось всё это переделать, но сейчас я понимаю, что этот проект интересен в том числе и тем, что у зрителя есть возможность наблюдать за моими трансформациями. Мне мой учитель Рома Рыбалёв подкинул идею – лет через 10 повторить проект, переснять эти же кадры, но с новой повзрослевшей мной. Посмотрим, может и решусь, но сейчас в этом нет никакого смысла. Я росла вместе с проектом и мне дорог каждый кадр, каким бы косячным он не был.
365 дней – 365 новых идей, как сфотографировать себя. Откуда появлялось столько сюжетов? Обычно целые команды работают над придумыванием тем сюжетов, передач, а тут один человек ежедневно выдает новые идеи. Что служило твоим источником вдохновения? Ты думала об этом постоянно или уже глаз был настолько наметан, что искать «декорации» и «реквизит» для съемки долго не надо было?
Я смотрела очень много работ других фотографов, каждой удачной фотографии предшествует несколько часов подготовки. Если по факту на саму эту мини-фотосессию уходит час-два, то думаю я над идеями постоянно, в каждую свободную минуту. Но у меня всё периодами. Я вот свои альбомы пересматриваю и вижу, что если я выдаю хорошие кадры, то сразу несколько подряд, скучные кадры тоже идут кучками – значит был творческий кризис. Конечно, со временем мозг перестраивается и затачивается под то, что тебе нужно, в моём случае – это поиск интересных локаций и наблюдение за предметами. Источником вдохновения может послужить одежда, вид из окна, даже как-то по-особенному падающий свет, просто нужно время, чтобы начать всё это замечать.
Каков рецепт хорошего автопортрета?
Идея – это 90% успеха, что касается всего остального – зачастую для хорошего кадра нужны 1-2 аксессуара и правильно подобранная одежда. Беспроигрышный вариант – это раздеться, и дело даже не в каком-то сексуальном подтексте, просто голое тело органично смотрится практически на любом фоне, не говоря уже о том, что сама игра света и теней на человеческих мышцах и костях очень эстетична, даже если фоном будет служить однотонная стена. Я поняла, что самые крутые кадры складываются из простого, когда ты как-то по-новому обыгрываешь обыденность: когда бутылка с водой превращается в баллончик с краской, если рядом оказывается бетонная стена, желтый дождевик очень похож на костюм уточки, а если ты замужем за сговорчивым человеком, то сюжетов для фотографий вообще становится бесконечное множество.
Как ты считаешь, у тебя за время проекта выработался свой стиль?
Я пока не понимаю. Мне говорят, что узнают мои фотографии, когда они появляются в ленте, иногда мне скидывают какие-то снимки со словами: «В твоём стиле!», я каждый раз удивляюсь, мол: «Правда? У меня есть стиль?» Мне кажется за время проекта он много раз менялся, потому что я росла, находила новые уроки по обработке, новых фотографов, увлекалась разными направлениями. Сейчас мне нравится чб и простота, завтра я могу опять удариться в сюрреализм. Я не знаю, есть ли у меня свой стиль.
Среди твоих любимых фотографий – те, на которые было затрачено много времени и сил или сделанные на одном дыхании?
Ну, может быть не прямо много времени и сил, но какая-то подготовка определённо была. Я за время проекта несколько раз выезжала за пределы Кишинёва и Молдовы и делала неплохие кадры на новых интересных локациях, но в мой личный топ они всё равно не попали. Может быть, я не считаю эти кадры своей заслугой, потому что вживить себя в какой-то фон – это проще простого, я этот фон не создавала, он будет красивым и без меня. Я ценю идею, а это зачастую все-таки требует подготовки.
Многие люди, когда увлечены какой-то идеей, живут ради нее, а когда все заканчивается, испытывают полное опустошение. В твоем случае, это облегчение – «Слава Богу, все позади!»; гордость – «Ура, я это сделала!»; грусть – «И как я теперь без постоянных творческих поисков и метаний?»
В моём случае это всё вместе. Я последние полгода где-то говорила всем, что я устала от всего этого, что хочу покоя, что мечтаю о последнем дне, но я немного лукавила. Это, конечно, отнимает безумное количество времени, а не сделанная фотография висит над душой, как заваленный экзамен, но и отдача от проекта соответствующая. Я пока даже не осознаю, наверно, что всё закончилось. Сегодня лягу спать и не залезу на Pinterest и Flickr. Завтра оставлю дома фотоаппарат. Но я думаю, что моя эпопея с автопортретами не закончилась, просто больше не будет халтур ради галочки.
Как вообще люди реагировали на твой проект?
Довольно часто люди спрашивали «Зачем?», т.е. не с философской точки зрения, а просто зачем я так бесполезно трачу столько времени. Только много месяцев спустя окружающие поняли, что мой проект – это не просто поприкалываться, что я отношусь к нему серьёзно и, извините, но первым делом у меня всегда были селфи… ну, в разумных пределах. Мне, как творческому человеку, очень важно находить выход своим идеям. Я думаю это сложно понять, если ты не относишь себя к «творческим», это просто потребность, точно такая же, как пить, есть и спать. Здесь моя потребность была подкреплена еще и своей маленькой аудиторией, перед которой очень не хотелось падать в грязь лицом.
Кто больше всего верил в то, что ты доведешь свой проект до конца?
Мне было бы интересно посмотреть в глаза тому, кто не верил))