Новые кинорелизы: За холмами / După dealuri
Если вам понравилось проводить выходные по предложенному нами сценарию, особенно в части синематографа, то вам будет интересно узнать, что наш киноразведчик Андрей Бодро наткнулся на занимательнейший и довольно свежий релиз. Серьезное мрачное арт-хаусное кино, социальный триллер, представитель так называемой «новой румынской волны». Не смотря на ворох наград и номинаций от Каннского жюри (лучший сценарий и лучшие обе главные женские роли) и Европейской киноакадемии, взял пульт в руки он с заготовленной изрядной долей скепсиса. Но по просмотру сознался, что это пожалуй лучшее румынское кино из того что ему доводилось видеть.
«За холмами»/«După dealuri» [Румыния, Франция, Бельгия, 2012]
Режиссер: Кристиан Мунджиу
В ролях: Космина Стратан, Кристина Флутур, Валериу Андриуца, Дана Тапалагэ, Дионисие Витку
Некрасивая, судя по всему лесбиянка, обозленная на весь белый свет социопатка, возвращается из Европы в родную глушь, чтоб вырвать из богом забытого махонького монастыря, по сути просто небольшой религиозной коммуны, кроткую милую монашку, свою детдомовскую любовь. Вламывается в тихий уклад этой общины довольно грубо, не то что бы с порога со скандалом, но даже без какого бы то ни было намека на уважение к «чужому уставу». Устав, как и мотивация для существования у нее одна – сводящая с ума любовь, которая глодала ее последние три года, да бессильная злоба на Бога, занявшего в сердце любимой ее место. Слишком сильного соперника, что бы попытка броситься в отчаянную схватку с ним не обернулась трагедией…
Лесба и монашка. Красавица и чудовище. Такой вот сюжет обозначился в первые же 15 минут, и я честно говоря, подумал что при такой завязке получится только злорадно поржать над румынским арт-хаусом, очередным представителем так называемого “этического реализма”. Не вышло. Потому что далее вместо ожидаемых пиздостраданий, развернулась очень нехилая трагедия, и надо сказать, что Мунджиу с Муту подали ее очень мастерски, смеяться довольно быстро расхотелось. Оператору Олегу Муту, нашему кстати кишиневцу, респектище, весь саспенс этой драмы держится по сути на нем одном. На тревожных черных кляксах монашеских ряс, разбросанных по белому зимнему пейзажу, да плывущей как под водой камерой за измученными нервными людьми.
Мунджиу тоже молодец, держался как мог, чтобы сохранить беспристрастность, воздержаться от оценок и осуждений, которые мгновенно превратили бы эту картину в какой-нибудь гаденький антирелигиозный памфлет. Надо сказать, что церковный (вне зависимости от конфессий) догматизм, по определению настолько ущербная вещь в себе, ленивым только уже не истоптанная, да не затасканная по общим местам. Высмеивать его при такой вроде серьезной мине было бы уже, по-моему, показателем только дурного тона, ничего более. И хоть именно таким памфлетом это кино в целом ряду сцен и прикидывается, но, слава богу, в итоге оказывается драмой с куда более красивой моралью. Насильно мол никого не вылечишь, ни от эпилепсии, ни от шизофрении, ни даже от любви, которую в такой радикальной, одержимой стадии, как нарисовал ее тут Мунджиу, ничем кроме как болезнью и не назовешь. Не вылечишь ни галоперидолом, ни тихими проповедями, ни дикими обрядами экзорцизма. Как-то так. В общем хотел поржать, а вышло так что посмотрел пожалуй лучшее румынское кино из того, что до сих пор доводилось.
Текст: Андрей Бодро