Мужчина из Молдовы уехал на работу в Россию, а оказался принудительно завербованным в ЧВК “Вагнер”, которая воюет против Украины
Мужчина из Молдовы уехал на работу в Россию, а оказался принудительно завербованным в ЧВК “Вагнер”, которая воюет на стороне России на войне в Украине, сообщает IPN.
Леониду 52 года, он родом из Республики Молдова, как и многие другие, он был вынужден искать работу за границей. После нескольких лет работы в России, а затем попыток обосноваться в Европейском Союзе, откуда его депортировали, он снова вернулся в Россию, там он занимался строительством. Хотя он был осведомлен о войне в Украине, никто не предупреждал его о том, насколько близка была опасность.
Через две недели работы на стройке, однажды утром, в четыре часа, Леонид собрался на работу. По дороге его остановила дорожная полиция. Обычный, на первый взгляд, контроль закончился тем, что у него забрали документы и увезли в неизвестное место без объяснений. Этот день стал началом неожиданных перемен в его жизни.
Прибыв к представителям ФСБ, Леонид был подвергнут допросу на протяжении четырех часов. Его заставили подписать ряд документов.
Если не подпишешь сейчас, заставим силой. Обвиним в шпионаже и отправим в тюрьму. В итоге всё равно окажешься на войне, — сухо заявили ему там.
Меньше чем за сутки ему оформили все документы: российский паспорт, банковскую карту и бумаги, которые записали его в ряды наемников из группы «Вагнер».
Леонид был не один. В лагере находились сотни людей со всего постсоветского пространства, также мобилизованные против своей воли. Им обещали огромные суммы: аванс в два миллиона и сто тысяч рублей, а также ежемесячную зарплату в 210 тысяч рублей. Но атмосфера была далека от спокойствия — было ясно, что большинство находились там вынужденно и попали в замкнутую систему, из которой, казалось, нет выхода.
После нескольких дней принудительных тренировок Леонида вызвали в кабинет к командиру лагеря. К его удивлению, ему дали три недели отпуска.
Можешь поехать домой попрощаться с семьей, но если не вернешься, мы найдем тебя, где бы ты ни прятался, — предупредили его сотрудники ФСБ. Угроза была явной, и никто не сомневался, что они сдержат слово.
Леонид вернулся в Молдову через Армению, использовав деньги, выданные для покупки билетов.
За несколько дней до истечения срока возвращения в Россию он принял трудное решение: он не вернется. Эта мысль пришла к нему прямо в аэропорту, в последний момент, настолько сильным был страх.
Я не хочу на войну. Те, кто туда попадают, не солдаты — это пушечное мясо, — говорит Леонид, осознавая, что его ожидало, если бы он подчинился.
С тех пор его жизнь превратилась в постоянное бегство. Он сменил все номера телефонов, стараясь исчезнуть с радаров тех, кто за ним следил. Леонид рассказывает, что сейчас живет вблизи Приднестровья, и тот, кто его вербовал, был влиятельной фигурой в российских военных кругах, выходцем из Приднестровья. Страх быть найденным не покидает его.
Хотя ему удалось избежать войны, её тени всё ещё преследуют его. Молдаване, подобные ему, всё чаще оказываются втянутыми в эту игру власти. Леонид видел таких людей, успел познакомиться с ними и понял, что истории, подобные его, — лишь начало длинной цепи трагедий, которые раскрывают истинное лицо войны, развязанной Россией в Украине.