«Ясно как день: тут замешан Госдеп»: зачем правительству Грузии закон об иностранных агентах и почему грузинам он не нужен?
В Грузии с апреля этого года проходят массовые протесты на фоне принятия закона об иностранных агентах или «российского закона», как его называют критики. Люди были против и в 2023 году, когда его только предложили, люди против и сейчас. Но несмотря на это, его все равно приняли. Рассказываем, как будет работать закон об иноагентах в Грузии, как эти же законы работают в других странах и почему грузины протестуют.
Как будет работать закон в Грузии?
Инициатива позволит признавать иностранными агентами СМИ и некоммерческие организации, как минимум 20% годового дохода которых поступает из‑за рубежа: либо от иностранного госучреждения; либо от физлица, которое не является гражданином Грузии; либо юрлица, созданного не на основании грузинского законодательства.
Новый статус нужно будет регистрировать через Министерство юстиции, также необходимо декларировать имущество, а за несоблюдение правила предусмотрен штраф до 9400 долларов.
Как проходило принятие закона?
Очень неоднозначно. Жители встретили эту инициативу крайне негативно и выходили на протесты. Инициаторами выступили члены правящей партии «Грузинская мечта».
Впервые в 2023 году с предложением выступила правящая партия «Грузинская мечта», но сразу после этого разгорелись протесты. Тогда документ не набрал большинство голосов депутатов и его отозвали. Сторонники инициативы заявили, что на нее «был наклеен ложный ярлык российского закона», а общество ошибочно восприняло ее как отход от европейского демократического пути.
В начале апреля 2024 года законопроект начали повторно рассматривать. И снова люди вышли протестовать. Так 11 мая, по данным местных СМИ, на центральную улицу Тбилиси вышло как минимум 200 тысяч человек. Возврат к инициативе политики объяснили необходимостью защиты национальной безопасности Грузии на фоне российско-украинского конфликта. Последнее, третье слушание законопроект прошел 14 мая: он был принят большинством парламентариев несмотря на митинги несогласных и критику со стороны европейских лидеров.
Такой закон есть же не только в Грузии. Как он работает у других?
Впервые закон об иноагентах приняли в США в 1938 году и называется он FARA (Foreign Agents Registration Act) или Закон о регистрации иностранных агентов. Он касается в первую очередь политических акторов. Признанные иностранными агентами лица или организации — то есть те, кто лоббирует иностранные интересы и таким образом меняет внешнюю или внутреннюю политику страны, — должны предоставлять данные о себе Министерству юстиции, а также маркировать материалы и отчитываться о своей деятельности. Практика показывает, что медиа, журналисты или частные лица могут стать иноагентами только из‑за своей политической деятельности и взаимодействия с должностными лицами США.
Предусмотренные FARA наказания остаются одними из самых суровых среди всех принятых в других странах подобных законах: за работу без регистрации — штраф до $250 тыс. или заключение на срок не более пяти лет; за недолжную маркировку — штраф не более $5 тыс. или заключение не более чем на полгода.
В России закон об иноагентах приняли еще в 2012 году, но там получить статус «иностранного агента» может чуть ли не любой из-за размытых критериев. Иноагенты обязаны помечать свои материалы специальной плашкой, отправлять отчеты о своей деятельности и заработке в Минюст, а также с недавних пор не имеют права участвовать в выборах или размещать рекламу на своих ресурсах.
В Кыргызстане закон об иноагентах приняли в апреле 2024 года. Он не предусматривает тюремного заключения за его нарушение, и касается только некоммерческих организаций, занимающихся политической деятельностью.
Во Французском законопроекте к зарубежным заказчикам относятся другие государства, кроме членов Евросоюза, подконтрольные другим государствам лица, иностранные политические движения. Наказание за невыполнение требований закона — лишение свободы на три года и штраф в размере €45 тыс.
Подобные законы также действуют в Израиле, Австралии и Великобритании. А в Китае с 2017 года зарубежным НПО даже не разрешается финансировать коммерческую, политическую или религиозную деятельность на территории страны и участвовать в ней.
Почему тогда грузины протестуют, если закон об иноагентах работает и в других странах?
По мнению грузинских общественников, цель этого закона — стигматизировать гражданское общество и подавить критику в адрес властей. Они также отмечают, что все неправительственные организации в Грузии зависят сегодня от финансовой поддержки из-за рубежа и прекращение их работы отразится на всех жителях Грузии.
А одним из последствий будет прекращение работы многих неправительственных организаций и независимых СМИ, так как регистрироваться «проводниками интересов иностранной силы» они не станут.
Также, по мнению политологов, это отразится на выборах, так как именно грузинские неправительственные организации проводят тщательное наблюдение за выборами. И в свою очередь, эти же организации периодически становились мишенью для нападок со стороны властей.
Общественники также считают, что так проявляется изменение внешнеполитического курса Грузии и это «убивает грузинскую демократию». И это можно понять, ведь партию «Грузинская мечта» основал миллиардер Бидзина Иванишвили, открытый сторонник антизападной и консервативной политики. А в Грузии же, согласно опросам, преимущественное большинство населения стабильно выступает за вступление в ЕС.
И хотя «Грузинская мечта» утверждает, что цель закона – обеспечить максимальную прозрачность, оппоненты властей заявляют, что на самом деле, партия хочет использовать закон для подавления неугодной ей критики, исходящей от СМИ и НПО, в том же духе как это произошло в России.
Ведь, как раз, одно из важных отличий американского законодательства и тех, что приняли в России и Грузии, в том, что в Америке «агент иностранного принципала» тот, кто находится под контролем и действует по указанию и под руководством иностранного принципала (лица, от имени которого действует агент). В России и Грузии для того, чтобы считаться иноагентом или проводником интересов иностранной силы достаточно даже частичного иностранного финансирования. То есть получить такой статус может практически любой.