ИГОРЬ НИСЕНБОЙМ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
в School of
Business Communication
8 лет жил, учился
и работал в Англии
СУПЕРСПОСОБНОСТЬ:
безразличие
У Игоря Нисенбойма 8-летний опыт жизни за границей. Среднюю школу он заканчивал в Англии, высшее образование получал в Лондонской школе экономики, свою первую работу получил в одном из банков Великобритании.

До 2003 года Игорь учился в лицее Пушкина, потом в «Светочи».
Уехал в Англию после одиннадцатого класса.
«Когда я учился в британской Школе экономики, по нашему это институт, я ещё ничего не понимал о том, чего я хочу в этой жизни. У меня было две цели — получить хорошее высшее образование (как мне тогда казалось хорошее) и получить опыт работы. Отучившись, и, получив работу во время кризиса в 2008 году, я решил вернуться сюда, хотя можно было оставаться, и можно было продолжать строить себе карьеру банковского сотрудника.

Самая главная ценность, которую, я считаю мы должны, перенять у англичан — это изучение предметов в старших классах. В школе я последние два года (это аналог нашего бакалавра) изучал — математику, французский язык, экономику и всё.

Мы пытаемся насиловать детей огромным количеством предметов. А зачем здорового взрослого человека пичкать органической химией, если он никогда не будет этим заниматься? Во многом успех западного образования, я считаю, связан с тем, что ты изучаешь не то, что тебе сказали, а то, что ты выбрал».
Уезжая за границу Игорь знал, что не хочет идти по стопам родителей — становиться врачом или идти в строительный бизнес. У него были идеи связанные с бизнесом, финансами или адвокатурой. От адвокатуры его отговорили родители, мотивируя это тем, что английская юридическая практика сильно отличается от того, что происходит в Европе. Были у Игоря и попытки строить свой бизнес и опыт работы в банке.
«Лет до 22-х у меня не было вопроса, хочу ли я здесь остаться, учился и учился. У меня была задача учиться, и она была выполнена, и у меня была задача получить опыт крутой работы, и она тоже была выполнена.

Только в процессе работы, я понял, что я не хочу там оставаться жить, и на это у меня есть иррациональный ответ: я там был не дома. Потому что с друзьями я продолжал поддерживать отношения в Молдове».

В принципе, если посмотреть на историю тех людей, кто учился за границей и вернулся, а таких я знаю много. Они все делятся на две категории: либо это законченные балбесы (такое бывает: мама папа миллиардеры, отправили учиться, а ему это ненужно) — это одна категория, и вторая — значительная категория людей, которые приехали, отучились, получили опыт работы, сказали "спасибо этому дому" и вернулись домой на какую-то корпоративную должность или открывать свой бизнес. Они получили то, за чем приехали и всё.»
Если школьное обучение в Англии было на высоком уровне, то университетским образованием Игорь был разочарован.
Он учился на двух факультетах — философия и экономика.
«Тебя не учат, это библиотека, у меня было организованных занятий 10-12 часов в неделю. Тебе дали карточку в библиотеку и иди дальше сам добывай знания, гуманитарное образование там не сильно обязывающее.

Я начал искать работу за полгода до окончания ВУЗа. Мне казалось, что я самый умный, и сейчас тут очередь выстроится. Я отправил больше сотни CV в разные компании.

Надо сказать, что устроиться в Англии на работу с иностранным паспортом тяжело, а с молдавским вообще "unreal".

Это была история осады: мне отказывали, мне отказывали сразу, мне отказывали после интервью, меня брали после интервью и отказывали, узнав, что у меня молдавский паспорт.

В какой-то момент я нашёл очень крутую работу, просто перебором, как золотоискатель. Это была первая работа, куда меня взяли и это было очень солидное место в банке».
В банке Игорь проработал почти 2 года и потом ещё 1 год в консалтинге. Там он познакомился с культурой переработок, и бывало работал целый рабочий день, потом рабочую ночь, и потом снова рабочий день.

Игорь хорошо зарабатывал, и это очень мотивировало.
«Ты едешь домой на метро и видишь весь женевский автосалон у банковских сотрудников с опытом… Это такой культ успеха.

Если ты попал на работу и сидишь на попе ровно, то ты растёшь, кто-то медленнее, кто-то быстрее. Изначально себе ни в чём не отказывая, ты можешь построить карьеру.

Но я в какой-то момент я получил этот опыт. Для меня это было в новинку, я где-то косячил, где-то исправлял, что-то изучал, в чём-то разбирался, для меня это было прикольно, но потом я понял, дальше опыта нет, дальше работа: вот тебе лопата, иди копай. Тогда интерес угас.

Потом у меня закончился контракт в банке, я перешёл в консалтинг, тоже связанный с кредитованием аэропортов и строительства. Зарплата была больше, офис круче.

Но тогда я стал понимать, что мне там не очень комфортно.У меня всю жизнь были собаки. Ты там не можешь завести собаку (там ей гулять не с кем), вписываться в ипотеку… ну можно...

Лично со мной таксист в Лондоне заговорил один раз за 8 лет: «Извините я не могу не поделиться, я сегодня выплатил ипотеку». Я на него посмотрел, а мужику 65 - 70 лет…

Я понял, что принимая решение остаться в этой стране обосновываться, тебе будет очень трудно его отменить. Плюс я был убеждён, что в Молдавии есть масса вариантов, чем можно заняться».
У Игоря был разговор с родителями, сначала с одним, потом с другим, потом с обоими. Во многом для них это было разочарованием. У них была картинка, что их ребёнок уехал в лучшую жизнь. И каждый раз, когда что-то неприятное происходило в Молдове, ему приходилось слышать от папы «а я тебе говорил».
«Нужно было потерпеть пару лет, но оно того стоило.

Да, у меня были сомнения, я видел качество жизни там и качество жизни здесь. Но тут есть масса коварных моментов. Когда ты приезжаешь из Кишинёва за границу, в любое место, там круто — кафе, рестораны, магазины, здания. Ощущение, что ты из какого-то отсталого места приехал в какое-то продвинутое современное. Значительная масса людей не понимает, что это всё красиво, но это не твоё и твоим оно скорее всего не будет. Тут важный момент не путать туризм с эмиграцией.

Да, возможностей больше…

Я приведу пример, мы все любим, когда в супермаркете большой выбор товаров, но давайте признаемся себе, мы все любим одни и те же продукты и покупаем свой привычный набор. Так и с работой, тебе не нужен широкий выбор, тебе нужна одна, чтобы реализоваться».
Когда Игорь вернулся в Молдову он пытался создать онлайн-бизнес, потом начал преподавать. Продолжая совершенствоваться как специалист и как преподаватель, он стал в итоге основателем известной в Молдове школы корпоративных и личных тренингов для детей и взрослых SBC.
«Для меня источник энергии, это когда к тебе приходят люди и говорят: «Я в этой теме ничего не понимаю». И во время тренинга у их получилось разобраться, следуя понятному алгоритму.

Детские курсы — это отдельное удовольствие, когда ты работаешь с детьми, ты видишь результат. После меня останутся в Молдове 300 детей, которые могут нормально писать, излагать, грамотно вести переговоры и чётко формулировать свои мысли.

Из своего опыта жизни за границей я понял одно - шара не пройдёт. Есть очень серьёзное разочарование людей, которые вели успешный бизнес на родине, но ничего не вышло за границей. На западе уровень конкуренции гигантский, и во многом открыть бизнес в Молдове, не смотря на всю корявость, бедность и ограниченность рынка, проще, именно потому, что он не такой конкурентный.

У меня в классе в лицее Пушкина было 32 человека, сегодня в Молдове осталось семеро. У всех также.

Я не очень верю в душеспасительные беседы. Но в какой-то момент, когда ты об этом думаешь, то мне представляется чума, как в средневековом городе тебе сообщают что от чумы кто-то умер, потом вся семья умерла. Вот это тоже самое с нашей историей про эмиграцию. Когда человек есть есть, ты его хорошо знаешь, и вот его нет. Это расстраивало очень. Мысли от этого были нехорошие. Но как несостоявшийся историк, меня всегда вдохновлял пример Ирландии, которая была абсолютно нищей никому не нужной страной, где миллион человек умерло от голода в XIX века. Сейчас у них уровень доходов выше чем у англичан. Всё поменялось буквально за одно поколение с 50-х до 80-х. Это воодушевляет и показывает, что всё возможно. Делай свою работу хорошо, и пусть твои друзья делают свою работу хорошо, и у тебя картинка в целом поменяется».
Всю суть проблемы можно свести к низкому уровню образования, считает Игорь. Реальные изменения, которые нам нужны — это изменения в образовании. По его мнению, бюджет на образование в Молдове нужно удваивать каждые четыре года.

«Мы бедные, потому что мы глупые. Образованных людей трудно запугать, они меньше вляпываются в какие-то коррупционно-криминальные истории», — считает наш герой.
Суперспособность героя — безразличие
«Моя суперспособность — это быть безразличным. Безразличие — это сила. Например, когда ты устал, тебе это безразлично, ты не думаешь об усталости, ты думаешь о том, что тебе просто надо сделать, то что ты хочешь. Это умение настроить себя про что-то не думать, концентрируясь на конструктивных вещах. Это способность, которая помогает абстрагироваться от каких-то неприятных вещей, которые отвлекают».
Материалы подготовлены в рамках проекта «Понимание аудитории и цифровая поддержка», который реализует Интерньюс при поддержке Швеции.