Думитру Бойку
Продакт-менеджер ресторана Sincer
18 лет прожил
за границей
СУПЕРСПОСОБНОСТЬ:
прямолинейность
Думитру Бойку родился и вырос в Кишиневе. В начале нулевых в поисках лучшей жизни, он решился на переезд в Москву.
Ему 18, и это его первое в жизни самостоятельное путешествие...
Путешествие в неизвестность.
«У меня произошёл жёсткий конфликт на работе с около криминальным окружением. Я работал тогда персоналом в стрип-клубе. После конфликта я две недели не знал, что делать.

В итоге, одолжил у своей тети $100, на 50 из них я купил себе билет до Москвы, а ещё на 50 я как-то прожил ещё четыре дня на Киевском вокзале. Мылся в туалете, ел хлеб с кефиром, пока по объявлению не нашёл себе работу аниматором в загородном отеле.

За мной приехали прямо на вокзал».
Пугающие истории о том, что с Димой может приключиться в большой Москве рассказывали родные и друзья.
Для 18-летнего мальчика, до тех пор даже не видевшего как выглядит российский рубль, оказаться на оживлённом столичном вокзале без единого знакомого, и не имея ни малейшего представления о том, что делать дальше, было непросто.
«Меня моя мама предупреждала, что в Москве меня порежут на органы. Помню, как сейчас, это 4 декабря 2001года. Вокзал, с которого меня забирают, чтобы отвезти к месту работы. Мы едем в каком-то фургоне по Москве, всё красиво, потом выезжаем за её пределы, начинается сплошной лес... В тот момент я подумал, что моя мама была полностью права, и сейчас меня точно порежут на органы.

Но всё оказалось хорошо, и я попал в престижный отель премиум-класса на работу детского аниматора.

Через две недели работы аниматором в отеле я задал себе вопрос: «Какого хрена тут вообще происходит? Почему я должен надевать на себя костюм клоуна и веселить людей?» Мне было это дико непонятно, почему я должен надевать дурацкие костюмы, красить свое лицо, для того, чтобы богатые дяди и тёти, которые платят большие деньги, развлекались. Для меня это была какая-то очень обидная история.

Тогда я решил, что возвращаюсь домой.

Да, было проживание, еда и зарплата, все условия, но что-то вообще не моё. Я думал о том, что вроде неплохо, но с другой стороны моё восемнадцатилетние эго было очень сильно задето.

Тогда у меня состоялся абсолютно исторический разговор с моим руководителем. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что, если бы не было этого разговора, все было бы совершенно иначе.

Он подошел ко мне и сказал: «Ты сегодня берёшь в руки микрофон и выходишь проводить шоу программу, как ведущий. Либо ты мне делаешь Лас-Вегас, либо собираешь все вещи и уезжаешь домой». Это был переломный исторический момент. Я собрался, и от стресса и адреналина, в тот вечер я устроил Лас-Вегас».
В Подмосковном отеле Думитру проработал долгих девять лет, закончив свою карьеру там в должности арт-директора гостиничной сети.
Жизненные обстоятельства привели его в Санкт-Петербург.
В городе, куда Думитру попал следуя своей любви, и началась его кулинарная карьера.
«Я понял, что буду заниматься кулинарией, наверное, ещё в четыре года. Моя бабушка воспитала во мне все это. Она работала пекарем на государственном заводе, который сейчас называется «Franzeluta». Я всегда крутился вокруг кухни и не просто любил вкусно поесть, я старался быть в процессе хлебопечения.

Питер я очень люблю. Есть такая пословица, что Москва – это город с деньгами, но без души, а Питер — это город с душой, но без денег. Это так. В Петербург я переехал по любви, у меня были какие-то денежные накопления... Мы жили вместе, снимали квартиру. Со временем встал вопрос о том, что нужно искать работу. Я иностранец, без регистрации...

Как-то, проходя мимо своего дома, я обнаружил на двери кондитерской Garcon объявление о том, что им требуется работник. Я просто постучал в двери, меня познакомили с шеф-пекарем, и я сказал, что мне нужна работа, любая, я готов делать всё, что вы мне скажете. Меня взяли, и я занимался тем, что отпекал по 70 болванок для "кишей", открытых французских пирогов. Оттуда всё и началось.

К этому времени я уже понимал, что придётся пройти какую-то лестницу, накопить много опыта.

Возможно, это прозвучит высокомерно, хотя я надеюсь, что это не так, но я всегда знал, как правильно комбинировать продукты, я всегда понимал матрицу вкуса продукта и понимал, какая нужна термическая обработка, соединение вкусовых нот, жир, соль, сладость.

Это, наверное, как люди, которые рождаются с музыкальным слухом. Ведь есть такие люди, а опыт просто приходит со временем. Я считаю, что, так называемый, поварской талант либо есть, либо нет».
Работа в питерской буланжери была не самой простой, но Думитру понимал, что ему придётся перечистить тонны лука и картошки и сделать тысячи болванок из теста до того времени, пока он не освоит все процессы.

Эта работа дала ему ценный опыт и новые связи.

Так он знакомится с представителями крупной американской компании, которая занимается производством всевозможной кулинарной утвари. Куда в последствии его приглашают для разработки рецептов для кулинарных буклетов.

Дима переезжает в Москву, где следующие четыре года разрабатывает и адаптирует рецепты для буклетов.
«Эта работа нравилась мне больше, чем в булочной, здесь было больше творчества. Я мог сочинять, мог фантазировать, мог двигаться от более-менее жёсткого технаря к творчеству».
Опыт и связи шли по нарастающей и следующий шаг его карьеры не заставил себя долго ждать.

Думитру пригласили на должность бренд-шефа в сеть ресторанов здорового питания, одного из ведущих рестораторов России Аркадия Новикова, PRIME.
«Когда ты обычный повар, то это как-то камерно. У тебя обычно 30-40 гостей в ресторане. А здесь у тебя огромная фабрика, кухня и производство, которое обслуживает 60 кофейнь по Москве. Я пришел туда, когда их было 60, а когда я уходил их было 100. И одно локальное производство, которое обслуживает всё.

Представь себе, что сэндвич, который ты создал в своей голове, тебе нужно размножить на 2000 единиц, при этом не потеряв качество.

В Prime у меня был контракт на два года, они хотели продлить его, но меня переманили. Мне сделали предложение от которого я не смог отказаться, и речь шла ни о деньгах».
Следующим этапом в кулинарной карьере Думитру стала французская франшиза «Волконский». Место, которое специализируется на хлебе срезонировало с историей его семьи и приблизило его к тому, о чём он всегда мечтал.
«Хлеб — это очень интересная категория в мире ресторанов. У нас только начинает прививаться история хорошего хлеба, в Молдове единицы тех, кто делает классный хлеб».
За время пребывания в России домой Думитру приезжал только по семейным обстоятельствам.

В очередной раз, приехав в Кишинёв из-за бумажной волокиты, он задумался, о том, что хочет сделать свое кулинарное шоу на телевидении.

По дороге в троллейбусе №24 Думитру решил загуглить молдавское телевидение. В числе перых результатов вышел канал "Jurnal TV". Куда он недолго думая отправился лично поговорит с продюсером.
«Да, у меня всегда была идея иметь свое кулинарное шоу, возможно, это связано с моими кулинарными вдохновителями. У меня есть три такие темы, в смысле самореализации, которые я хотел бы воплотить: это свой ресторан, своя пекарня, скажем так, к чему движется, наверное, любой повар, и это своя кулинарная программа и своя кулинарная книга.
Идею создать свое кулинарное шоу, я считаю, что успешно реализовал.

С продюссером мы договорились о встрече через месяц, пока он найдёт спонсоров для проекта. Через месяц мы встретились и начали обсуждать проект, который в итоге получил название «Бойкая кухня». Впоследствии мы сняли два сезона на журнале. Когда мы отсняли первый сезон я понял, что скорее всего я буду возвращаться в Молдову».
На тот момент в Москве Думитру работал в камерном рыбном ресторан RICO. Окончательного решения о возвращении в Молдову он еще не принял, поэтому совмещал ведение шоу на молдавском телевидении с работой в престижном московском ресторане.
«Любой шеф-повар вообще скучает по, так называемому, ножу, любому шефу хочется все равно вернуться на кухню и порезать лучок, картошку. Я устроился в заведение Аруси Гукасян. Это ресторан на восемь столиков с записью в минимум на три недели вперёд. Рыба и морепродукты — это точно также особая категория. Это очень интересный фундамент и опыт знаний. Вот этого пласта работы с морепродуктами у меня не было, и его я получил у Аруси Гукасян в течение года.

Шоу «Бойкая кухня» – это проект, который состоял из шести серий. Мы поездили по Молдове, сняли в шести локациях выпуски, а потом я вернулся в Москву и работал в ресторане. Когда проект запустили на Jurnal TV и он стал успешным, о нас узнали на BBC. Они выделили нам денег для покупки необходимой техники, которые позволили бы снимать ещё круче.

Тогда я подписал контракт на второй сезон, и мы сняли ещё шесть серий. Итого, у нас получилось 12 серий. Мы снимали в течение месяца, примерно, и я опять уезжал работать.

После второго сезона, когда мне предложили на постоянной основе работу на телевидении каждую пятницу в прайм-тайм на Jurnal TV, я понял, что с Москвой покончено и я возвращаюсь домой».
Сомнений к тому моменту у Дмитрия не было. Он понял, что с возрастом человеку для счастья нужно немного.
В Кишиневе он смог найти размеренный комфортный образ жизни. Расстояния, которые легко преодолевать на велосипеде, распорядок дня, в котором находилось время на друзей и на личную жизнь.
Так, после 18 лет, проведённых за рубежом, он, наконец, вернулся домой.
«Я бы даже не сказал, что мне нужно было к чему-то адаптироваться, мне нужно было начинать все с чистого листа. За 18 лет моей жизни в Москве все мои друзья, одноклассники разъехались, кто-то родил какого-то по счёту ребёнка... А ты такой приехал в Кишинев без каких-то семейных статусов, просто такой же весёлый парень. Они все уже в своих заботах. Мне пришлось не только что-либо переделывать, пришлось все начинать сначала».
Сегодня Думитру продолжает работу на телевидении, на канале РТР Молдова и продолжает свои кулинарные эксперименты.
«Кроме телевидения, я работаю в качестве продакт-менеджера в отделе маркетинга Sincer, где я отвечаю за вводы всех новых продуктов и непосредственно за меню.

Я всем доволен и вообще умею быть благодарным. Я не из таких, чтобы жаловаться и ныть, мне всё нравится. У меня есть всё для того, чтобы быть довольным».
По мнению Думитру, молодежь уезжает из Молдовы за лучшей жизнью. У него есть своё видение этой ситуации.
«Я родился и вырос в этой стране, да, меня здесь долго не было. Я вернулся, я живу сейчас в тех реалиях, в которых живёт каждый из нас. Я понимаю, что как страна мы не конфетка и не мечта, я понимаю, что у нас огромные проблемы и в экономике, и в политике и так далее. Но от того, что отсюда будут постоянно уезжать, ничего не изменится. Не сделать хотя бы одну попытку что-то изменить, хотя бы потому, что ты являешься гражданином этой страны. Как по мне, это как-то очень эгоистично. Ну хоть что-то, попытаться хоть что-то, а потом сказать: "Я попытался убрать бумажку с тротуара, и её опять кидают, я больше не хочу жить в этой стране, меня не уважают, и я уезжаю". Тогда окей, принимается».
Думитру говорит, что во многих управляющих органах страны во главе стоят люди, которые думают, что мы до сих пор — Советский Союз. Процветающую Молдову он видит немного другой.
«Процветающая Молдова — это Молдова, которая гордится своей землёй, своим аграрным делом, потому что у нас хорошая земля. Кто-то сказал, что, если ты воткнешь в молдавскую землю сухую ветку, то она тебе принесёт плоды. Мне кажется, что процветающая Молдова – это Молдова, которая уделяет много внимания аграрному делу.

Мы виноделы и аграрии - это то, чем мы можем гордиться. Вот, что для меня процветающая Молдова. Как мы умеем пользоваться своими преимуществами.

И конечно же ещё процветающая Молдова – это Молдова, которая гордится своей историей, какая бы она не была. И за счет этого мы можем привлекать всё мировое сообщество к такой маленькой и не всем понятно, где находящийся на карте стране».
Суперспособность героя — ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ
«Прямолинейность. Мне это всегда помогает. Я стараюсь всегда быть очень прямолинейным в своих мыслях, быть достаточно адекватным и объективным к самому себе и к тому, что происходит вокруг меня. Вот это умение смотреть на вещи очень прямо без никаких либо призм помогает мне быть тем, кем я являюсь».
Материалы подготовлены в рамках проекта «Понимание аудитории и цифровая поддержка», который реализует Интерньюс при поддержке Швеции.