Интервью с Александру Болдеско, специалист по инженерным сетям Кишинева: ,,По мере застройки происходит и обновление инженерных сетей”
Telegram

Александру Болдеску – член градостроительного совета, известный инженер, специализирующийся на проблемах столичных инженерных сетей. В принципе, можно сказать, что в городе нет ни одной стройки, которая не пользовалась бы его услугами. В связи с этим www.locals.md решил поговорить с ним о состоянии столичных инженерных сетей, что происходит, когда подключатся все больше и больше новых домов и  как происходит обновление инженерных сетей.

Господин Болдеско, о Вас говорят, что нет такой проблемы в инженерных системах Кишинева, для которой Вы не можете найти решение. Расскажите нам о своей карьере…

Сразу хочу уточнить: я не являюсь экспертом в прямом смысле это понятия. Статус эксперта может получен архитекторами или инженерами при соблюдении определенных условий, процедур и требований к дипломированным специалистам, закончившим высшие учебные заведения, осуществляющим свою деятельность в области проектирования в строительстве и имеющим достаточный профессиональный опыт. Перечень специалистов аттестованных экспертов в архитектуре (включая и градостроительное проектирование), по инженерным сетям и инженерному оборудованию публикуется и его можно найти в открытом доступе.

Что касается меня, то спасибо конечно за столь лестную оценку, ноя уверен, что молва несколько преувеличивает мои способности. В отношении карьеры могу рассказать коротко: после окончания факультета градостроительства Кишиневского политехнического института в далеком 1980 году начал трудовую деятельность в должности инженера в группе городского и внешнего транспорта мастерской генерального плана института Кишиневгорпроект, а затем с сентября 1992 года и по март 2022, работал  главным инженером, начальником управления инженерной инфраструктуры в главном управлении архитектуры.

За период профессиональной деятельности мне действительно приходилось искать решения для весь маразно образных задач, различного уровня сложности и масштаба, возникавшие при реализации как проектов развития городских инженерных сетей, так и при строительстве инженерных сетей к отдельным объектам. То есть мне довелось, в той или иной степени, фактически участвовать во многих проектах в городе Кишиневе и не только связанных, как я уже сказал с развитием или строительством различных инженерных сетей, но и со строительством или реконструкцией ряда городских улиц, а также мероприятий по инженерной защите от опасных геологических процессов.  Степень моего участия была, конечно, разной и решения принимались для соответствующего этапа реализации проектов в составе команды: это и инициирования проекта, и постановки задачи, и разработка исходных данных, и участие в его разработке, и рекомендации, а иногда и требования по изменению тех или иных проектных технических решений. Для многих из этих задач находить решения было сложно, но одновременно и интересно, так они были своего рода профессиональным вызовом.

Приведите несколько примеров сложных ситуаций…

В первую очередь, конечно, это проекты городского значения: защита от подтопления территории застройки в гор. Сынждера, защита населенных пунктов муниципия Кишинэу от затопления, Карта микро сейсмо районирования территории города Кишинева и последующие за ними проекты, в том числе по расчистке русла реки Бык, первый и второй проекты реабилитации водопроводав Кишиневе, городской водопровод к резервуарам по ул. Мирчешть, проекты строительства и реконструкции улиц: Чуфля, Измаил, Мирчеть, Чевкарь, Мирчя чел Бэтрын, Пантелеймон Халипа, тролллейбусных линий по бульвару Дачия и в гор. Дурлешты, ул. Мирчешть,транспортная развязка в двух уровнях на шоссе Балкань, газопроводы: по ул.Ваду-луй Водской, Унгень -Кишинэу, проекты реновации в городских системах теплоснабжения и электроснабжения.

Из отдельных объектов застройки трудно выделить какой либо, так как их было действительно много и практически любой из них сопровождался необходимостью поиска сложных решений по одному или сразу по нескольким разделам инженерных сетей: это и газоснабжение, и водоснабжение и канализация, дождевая канализация, электроснабжение, а иногда и благоустройство прилегающей территории. К таким я бы отнес, в первую очередь, объекты застройки в центральной части города: отдельные объекты диппредставительств, жилые комплексы, коммерческие объекты, а также реализованные или в стадии реализации технические решения по инженерным сетям при строительстве новых объектов в районе ул. Тестемицяну: это и жилые комплексы, и магазин сети Кауфланд. В результате их строительства не   ухудшилась ситуация с водоотведением дождевых вод в этой части города.

Как Вы понимаете, опыт приобретался и накапливался в результате практической деятельности, и у меня были хорошие учителя.

Это коллеги в проектном институте «Кишиневгорпроект» (как он тогда назывался): главный архитектор проекта Генерального плана города Кишинева, опытные специалисты группы городского транспорта мастерской генерального плана, замечательные главные инженеры проектов и главные специалисты по городским инженерным сетям.  Это те специалисты, которые привили желание повышать свой профессиональный уровень, разбираться и находить комплексные решения по различным городским проблемам. Ну и в дальнейшем, работая уже в составе команды под руководством вице-примара, осуществлявшей подготовку и реализацию инженерных технических решений для многих из перечисленных выше городских проектов, приобретенные знания и опыт, естественно, множились.

Также, уже в дальнейшем, при выполнении служебных обязанностей, необходимо было самостоятельно совершенствовать на основе нормативных актов знания: в градостроительстве, строительстве, городском землеустройстве, в деятельности операторов коммунальных услуг, а также и в других, смежных областях.

Каково общее состояние инженерных систем столицы?

Состояние всех систем инженерной инфраструктуры города нельзя назвать благополучным. В первую очередь из-за значительного физического износа. Они (эти системы) формировались и развивались длительный период по мере экономического и социального развития города, но, к сожалению, застройка не всегда осуществлялась комплексно, то есть без необходимого обновления (за счет реконструкции) уже эксплуатируемых инженерных сетей. Эта проблема характерна была не только для Кишинева, но и для многих городов бывшего Союза из-за отсутствия должной согласованности планов различных ведомств и приоритетного финансирования объектов жилищного и промышленного назначения. Обобщая сказанное, необходимо отметить, что состояние   объектов инженерной инфраструктуры т.е. городских инженерных систем, или как их еще называют, систем жизнедеятельности города, каждой в отдельности и единовременно всех в совокупности, нуждается в серьезном улучшении, и, как следствие, в финансировании, обеспечении материальными и людскими ресурсами, другими словами в хорошо скоординированных планах и программах реализации.

Город растет с каждым годом, появляются новые жилые кварталы, которые, естественно, подключаются к инженерным системам. Этого достаточно?Кишиневцы обеспокоены тем, что инженерные системы, вода, канализация, будучи старыми, в какой-то момент не выдержат, есть ли такой риск?

Надо отметить, что проектирование инженерных сетей новых объектов осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами, принятыми Парламентом, Правительством, НАРЭ на основании технических условий на присоединение, выданных операторами услуг – владельцами или управляющими распределительных сетей SRL CHILINĂUGAZ, ICS PREMIER ENERGY SRL, SA TERMOELECTRICA, SA MOLDTELECOM, SA APĂ CANAL CHIȘINÎU, ÎM EXDRUPO. Проектные технические решения разрабатываются и проверяются сертифицированными специалистами, согласовываются с операторами. Строительство новых сетей для присоединения их к существующим выполняется застройщиком или инвестором объекта застройки. То есть по мере застройки происходит и обновление инженерных сетей. Действительно, инженерные сети от новых объектов застройки присоединяются зачастую к существующим, но это не является потенциальной угрозой для сетей объектов застройки, уже подключенных к существующим сетям.   Другой способ обновления объектов инженерной инфраструктуры города – это реализация собственниками соответствующих сетей проектов реконструкции и/или модернизации инженерных сетей за счет собственных средств или внешних источников. Так значительные средства были направлены муниципальным советом на реконструкцию объектов систем водоснабжения и канализации, PREMIERENERGYпо согласованию с НАРЭ также осуществляет в значительных объемах мероприятия по модернизации сетей электроснабжения.  Есть такие же программы и у SRL CHIȘINĂUGAZ, SA TERMOELECTRICA. Беспокойство жителей домов, расположенных рядом с вновь строящимися, понятно. Связано оно в большей степени с отсутствием необходимой информации или доступом к ней, отсутствием диалога между жителями и застройщиками, опасениями, кстати часто разогреваемыми средствами массовой информации или соцсетями, в каких-то необратимых, часто катастрофических последствиях. И мне за годы работы приходилось сталкиваться с подобными ситуациями.

Надо понимать, что аварийные ситуации не исключены, они могут проявляться на отдельных участках сетей и должны быть устранены в определенный, ограниченный период времени. В то же время могут возникать и чрезвычайные ситуации в результате воздействия природных, техногенных или иных факторов. Жители Кишинева сталкивались с подобными угрозами или ситуациями относительно недавно, когда фиксировалось понижение уровня воды на реке Днестр в районе водозабора, длительно существовавший и особо непереносимый в жаркий период, запах от очистных сооружений, и давно, когда произошел в начале 90-х перерыв в газоснабжении города.

Но утверждать о том, что есть риск выхода из строя городских инженерные сетей неправильно и для этого нет каких-либо оснований.

В этой связи хотел бы обратить внимание журналистов, блогеров соцсетей на необходимость соблюдения кодекса профессиональной этики и не распространять непроверенную или недостоверную информацию в виде мнений, предположений, рассуждений о тех или иных гипотетических катастрофических последствиях или событиях, которые не могут наступить или произойти. Надо все же пользоваться официальными источниками информации для освещения тех или иных городских проблем. Тем более, что живем мы в очень непростое время и к тому же в условиях чрезвычайной ситуации. Надо всем понимать меру ответственности за неосторожные публичные высказывания, которые могут вызвать панические настроения или быть использованы для манипуляций.

Рышканьский сектор столицы – один из самых густонаселенных, здесь и дальше будут появляться жилые комплексы, один из которых находится на территории бывшего завода «Мезон». Пострадают ли нынешние жильцы из-за того, что в новые дома будут подведены вода, канализация, газ, электричество?

Как осуществляется проектирование и строительство инженерных сетей для новых объектов, я уже прокомментировал. Очевидно, что не один из операторов   распределительных сетей не имеет права, да и не рискнет выдать технические условия на присоединение таким образом, чтобы нарушилось нормальное функционирование объектов инженерной инфраструктуры в существующей застройки, в домах заселенных жителями. Я что-то не припоминаю подобных случаев. Примеры того, что ничего не случается – это новые жилые комплексы в жилом районе сектора Рышкань, и, кстати говоря, застройка по улице Флорилор, на смежной территории с бывшим заводом Мезон, где построены новые высокоэтажные жилые дома, впрочем, как и во многих других случаях. Кроме этого, бывший завод был надежно обеспечен необходимой инженерной инфраструктурой, которая при технико-экономической целесообразности частично может быть использована.  Я уверен, что новое строительство нисколько не ухудшит ситуацию в соседних домах при застройке территории бывшего завода.

Как член градостроительного совета, что вы думаете о проекте «Мезон»?

Да, как член градостроительного совета я проголосовал за трансформацию функционального назначения этой территории из промышленной в жилую. Застройка этого квартала (городская территория в периметре улиц Московский проспект-ул.Студенческая-ул. Флорилор– ул.Матей Басараб) была сформирована еще в советское время и не отличалась однородностью, которая характерна для микрорайонов: на соседней территории с заводом были расположены жилые дома, общежития, ведомственная поликлиника. В дальнейшем, в квартале расположился и функционирует высшее учебное заведение, ну а затем непосредственно в уже санитарно-защитной зоне завода, к тому времени давно прекратившего свою производственную деятельность, реализована многоэтажная застройка. В производственных цехах бывшего завода размещены склады, отдельные предприятия и т. п. То есть с течением времени эта территория утратила свое первоначальное функциональное назначение, а сохранение этого объекта как единого производственно-технологического комплекса, ориентированного на выпуск прежней промышленной продукции вряд ли возможно из-за объективных, не зависящих от администрации акционерного общества причин.  Вместе с тем территория бывшего завода обладает большой градостроительной ценностью, и размещение жилой застройки представляется мне логичной в контексте возможности формирования полноценного городского микрорайона с объектами социальной инфраструктуры, предприятиями обслуживания повседневного спроса.

Telegram