Кино на выходные: “Анатомия падения” Жюстин Трие
Telegram

В минувшую пятницу в Кишиневе состоялось открытие Месяца европейского кино — Молдова впервые присоединилась к акции Европейской киноакадемии, которую каждый год организуют более чем в 75 городах. Фильмом-открытия стала судебная драма “Анатомия падения”, взявшая в этом году главный приз Канн. Снявшая ее Жюстин Трие — всего третья в истории режиссер-женщина, которая получает высокую награду. Рассказываем, каким вышел этот необходимый сегодня фильм.

 

“АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ”

Оригинальное название: Anatomie d’une chute;
Год выпуска: 2023;
Страна: Франция;
Режиссер: Жюстин Трие;
Сценарий: Жюстин Трие, Артур Харари;
Жанр: судебная драма; триллер;
Актеры: Сандра Хюллер, Сэмюэл Тейс, Мило Мачадо Гранер, Сванн Арло, Антуан Райнарц…;
Награды: Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля-2023; пять премий Европейской киноакадемии: за лучший фильм года, лучшую режиссуру, лучшую женскую роль, лучший сценарий и лучший монтаж; две премии “Золотой глобус” — за лучший фильм на иностранном языке и лучший сценарий; премия “Бафта”-2024 за лучший оригинальный сценарий; премия “Оскар”-2024 за лучший оригинальный сценарий; шесть премий “Сезар” — за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую женскую роль, лучшую мужскую роль второго плана, лучший оригинальный сценарий и лучший монтаж.
Продолжительность: 150 минут.

Синопсис: Мужа писательницы Сандры Войтер находят выпавшим из окна. Она — главный подозреваемый. Единственный свидетель — их потерявший много лет назад зрение сын. И — безмолвие Альп. И — ласковое равнодушие мира.

Два года подряд — в 2021 и 2022 году — Золотая пальмовая ветвь доставалась масштабным фильмам-метафорам об актуальном состоянии человека и созданного им мира. Таким был монструозный “Титан” Жюлии Дюкурно, таким был циничный “Треугольник печали” Рубена Эстлунда, но победитель этого года — полная им противоположность. Этот камерный, как бы замкнутый сам на себе психологический триллер об одном несчастливом браке поворачивается от глобального к частному, но сохраняет при этом удивительную многослойность и, более того, становится важным высказыванием о дне сегодняшнем и его проблемах.

Большая часть действия “Анатомии падения” разворачивается в зале суда: процесс идет над известной писательницей, так как ее мужа Сэмюэла нашли выпавшим из окна их уютного шале. Она то ли убила его, то ли довела до самоубийства, а, может, это был всего лишь несчастный случай? Около двух с половиной часов зрителю придется вслед за прокурорами и адвокатами искать ответы на эти вопросы, и в очередной раз истина окажется неустановимой и относительной, а картина реальности — вечно ускользающей от однозначных трактовок и уж точно — от постижения.

Основное достоинства работы Трие заключается в сценарии и искусстве построения сюжета, а также в невероятно мощной актерской игре немки Сандры Хюллер. Блистательная еще в “Тони Эрдманн” (2016) Марен Аде, здесь она исполняет одну из главных своих ролей. Судебное разбирательство в этом снятом сразу на нескольких языках фильме возносится на уровень психологического триллера, а он в свою очередь обрастает неожиданно скандинавскими, то ли ибсеновскими, то ли бергманскими интонациями. Так, здесь очевидно можно найти отзвуки поздней вещи великого норвежца “Маленький Эйольф” (Lille Eyolf, 1894), но они приглушены и отзываются эхом.  Саспенс иногда достигает такого накала, что физически почти перехватывает дух, и это при том, что “Анатомия…” — очень неторопливый фильм. Он весь в деталях, умолчаниях и интонациях. Некоторые из них достигают глубины символов: так, неслучайна слепота сына главных героев Даниэля, который в определенный момент повествования станет едва ли не важнее отца и матери, так как тоже должен будет “судить” их, одинаково несовершенных, в своем сердце.

Именно этический выбор Даниэля, а не процесс над его матерью хочется назвать подлинным сюжетом картины, и неспособность мальчика видеть, растерянность в этом мире еще больше усугубляют нашу глобальную слепоту и невозможность постижения истины. Однако незрячесть Даниэля —  еще и метафора фиаско отношений его родителей, прошедшей навсегда трещины, да и слепота человеческой коммуникации в целом. Этот мотив еще больше подчеркивается тем, что Сандра и Сэмюэл говорят на разных языках. Она — немка, он — француз, дома им приходится переходить на английский, но для обоих этот язык неродной, и не выражает их по-настоящему. Невозможность обретения понимания через общение — также среди сквозных мотивов ленты, которая на удивление щедра к зрителю: она одарит его и панорамами заснежненных Альп, и “Астурией” Исаака Альбениса на фортепиано, и парой-тройкой хороших шуток — неожиданной иронии здесь тоже найдется место. Одним словом, “Анатомия падения” действительно хороша, это крепкое авторское кино, заслуженно встретившее теплый прием и у критиков, и у зрителей.

Наблюдая за своими персонажами почти с медицинской остраненностью, препарируя их, Трие выносит свой приговор и людям в целом, и институту брака как таковому, но ее фильм снова уходит от однозначного определения и в очередной раз оказывается о чем-то другом. Режиссер неслучайно делает своих героев творческими людьми и представителями одной профессии, писательской. Сюжет здесь намеренно сталкивает женский успех и мужскую фрустрацию, намекая, что именно в этом и состоял подлинный надлом их отношений. “Анатомия падения” — пугающе реалистичный анализ того женского подъема, который переживает современный мир, и того медленного мужского заката, к которому этот подъем приводит. Да, это кино в том числе о пресловутом кризисе маскулинности и о попытке женщины осознать вину в происходящем, хотя персонажи этой картины одинаково несовершенны, как несовершенна в целом человеческая природа. Отправляя женщину на суд, Трие, сама женщина, запускает безжалостный механизм рефлексии и приглашает зрителя пройти через него, чтобы высветить в окружающей реальности новые точки боли. И это у нее отлично получается.

Еще одна ассоциации, которую невольно вызывает фильм, — это последний роман испанца Фернандо Арамбуру “Стрижи” (Los vencejos, 2021), в котором за историей одного несчастливого брака тоже вырисовывалась драма современной цивилизации как таковой. Есть между двумя этими работами и очевидные сюжетные пересечения, как и попытка проговорить тревоги и опасения нового времени.

Анатомия падения, вынесенная в заглавие, — конечно, не анализ физического падения тела из окна (но и он тоже), но анализ падения одних частных отношений, за которыми высвечивается драма треснувшего мира, пытающегося понять, падает ли он, и если да, то куда.

Автор: Игорь Корнилов

Telegram