16 декабря 2020

Антропологи предполагают, что древние люди впадали в зимнюю спячку, чтобы пережить ледниковый период

Предки человека, которые обитали на территории современной Европы, впадали в зимнюю спячку, чтобы пережить ледниковый период. Такую гипотезу выдвинули антропологи из Фракийского университета имени Демокрита (Греция), передает nat-geo.ru. 

Ученые проводили раскопки в испанских пещерах Сима-де-лос-Уэсос и нашли около 7500 костей, принадлежавших как минимум 29 людям. Анализ находок показал, что у них были рахит, почечная остеодистрофия и ряд других болезней, связанных с нехваткой витамина D. Особенно ярко выражено это было у подростков.

Это не характерно для древних людей, зато часто встречается у животных, впадающих в зимнюю спячку. Исследователи предположили, что Homo heidelbergensis зимой оставались в пещерах и не выходили оттуда до весны.

Барциокас и Арсуага отмечают, что почечная остеодистрофия человека, а также гибернация животных характеризуются высоким уровнем паратироидного гормона в сыворотке крови. Чтобы проверить гипотезу о гибернации у вымершего человеческого вида они изучили морфологию окаменелых костей с помощью макрофотографии, микроскопии, гистологии и компьютерной томографии. Ученые обнаружили ряд признаков, по которым пришли к выводу, что болезни Homo heidelbergensis связаны с плохой переносимостью гибернации.

«Гипотеза гибернации согласуется с генетическими данными и тем фактом, что гоминины жили во время экстремального оледенения. Изучаются альтернативные гипотезы. Настоящая работа предоставит новое понимание физиологического механизма раннего метаболизма человека, что может помочь в определении истории жизни и физиологии вымерших человеческих видов», — авторы исследования.

Возможно, что таким образом холода переживали не все древние люди, а только те, кто обитал в суровых условиях. У других гоминидов не было необходимости впадать в спячку, так как они находились в теплом климате или иже имели постоянный доступ к жирному мясу, что помогало справляться с дефицитом витамина D.

Барциокас и Арсуага признают, что их идею нельзя считать доказанной, однако указывают, что ничего принципиально невозможного с физиологической точки зрения в этом нет.

«Эта идея может показаться безумной, но она достаточно безумна, чтобы оказаться правдой», — заключает Барциокас.

Фото: А.Я. Стимбан, Государственный музей природы Узбекистана.

Подписывайся