Они строили Кишинёв: Миха­ил Чекеруль-Куш
Telegram

Бессарабский дворянин Миха­ил Константинович Чекеруль-Куш был в Кишинёве фи­гурой известной. «В нем, – писала газета «Бессарабская жизнь», – счастливым образом сочетались живой ум, боевой темперамент, широкая общительность и неизмен­ная доступность всем, кто нуждался в его помощи».

Во время кишиневского погрома 1903 года 39-летний Михаил Константинович с преданными ему дружинни­ками, пренебрегая явными опасностями, врывался в дома и дворы, где потоком лилась невинная кровь, и спасал ев­реев. Дружинники превратили здание пожарной дружи­ны на углу улиц Киевской и Пушкинской в настоящую крепость, в ней нашли спасение сотни женщин, детей и стариков. Христианский подвиг Чекеруль-Куша и его ко­манды отметили в благодарственном «адресе» предста­вители местной еврейской общины, вручившие Михаи­лу Константиновичу этот документ после трагических событий.

А весной 1909 года, когда в Кишиневе случилось небывалое наводнение, гласный вместе со своими дру­ жинниками, стоя по пояс в воде, вытаскивал кишинев­ цев, их имущество из затопленных домов.

Даже если бы этот неугомонный чудак с кипучим общественным темпераментом больше ничего не сделал бы – его стоит помнить потомкам. Но дело в том, что сын статского советника еще обладал строительным талан­том. Выпускник Харьковского технологического инсти­ тута получил специальность инженера-химика, но тяга к искусству вывела его на иную дорогу. Чекеруль-Куш избрал делом своей жизни зодчество. И до 1898 года трудился в Кишинёве городским архитектором, а затем открыл техническое бюро и занялся частной практикой.

В начале 1899 года в городе появилась исполнительная строительная комиссия. По поручению новой структуры Куш раз­ рабатывал планы, сметы, производил постройку разных зданий: городской больницы, местного военного лазаре­та, 2-го начального училища И других помещений, кото­ рые перешли потом в собственность города. По поруче­нию К. Шмидта, возглавлявшего попечительский совет женской гимназии княгини Дадиани, Куш осуществлял технический контроль строительства здания гимназии. Он – автор проекта фасада здания амбулаторного покоя Гербовецкой общины Красного Креста (один из корпусов бывшего 4-го управления лечсанупра).

Лебединой песней Чекеруль-Куша остается Городской общественный банк (нынешнее здание Органного зала) и Пушкинская Аудитория, сгоревшая во время пожара в 1928 году (теперь на этом месте стоит МолГУ). Автор­ство Михаила Константиновича подтверждают многие документы, а также воспоминания Александра Инглези. Здание Городского банка до сих пор считается монумен­тальным украшением города, не избалованного стильны­ми постройками.

Вот что о нем рассказывал краевед Петр Старостенко. В 1902 году Городская дума, приняв реше­ние о строительстве на пересечении улиц Александров­ской и Синадиновской нового здания банка (прежнее по­ мещение стало тесным) – объявила конкурс. Хотя преми­альный фонд составлял полторы тысячи рублей, посту­пил единственный проект. Автором оказался инженер- технолог Михаил Чекеруль-Куш. Александру Бернардацци, возглавлявшему жюри, работа понравилась, и он вручил лауреату награду. Но строительство объекта затянулось на девять лет, сдали его в эксплуатацию 16 декабря 1911 года. Специально из Лейпцига акционерное общество «Karl Keister и Ко» доставило стальные детали, бронированные двери для касс и 104 сейфа…

В 1975 году историческое здание финансового учреж­дения переделали в Органный зал. Поперечная ось зда­ния, подчеркнутая четырех колонным портиком в ко­ринфском стиле, праздничный и торжественный фасад здания, скульптуры – все это радует глаз до сих пор. Вот только безумно жаль Меркурия (мастер М. Лукашевский), который некогда украшал скульптурную композицию на фронтоне. Ходили слухи, что во время землетрясения 1986 года бог торговли и покровитель путешественников повредился. Чтобы фигура не свалилась кому-то на голо­ву, ее сняли и отнесли во двор примэрии. После развала советской экономики старинное творение вроде отправи­ ли в реставрационную мастерскую. С тех пор Меркурия больше никто не видел.

Последний объект, отделение Крестьянского Позе­ мельного банка (ныне здание Высшей судебной палаты), Куш сдал в 1915 году. Благодаря этой талантливой рабо­те, нашему земляку предложили реализовать несколько больших проектов в Каменец-Подольском и в Оренбурге и зачислить его членом технического совета министер­ ства финансов. Но не зря говорят: если хочешь рассме­ шить Бога, расскажи о своих планах. Началась Первая мировая война… Михаилу Константиновичу вместо министерских кабинетов во главе строительной дружины пришлось отправиться на театр военных действий. Михаил Константин не только проектировал, строил и осуществлял техническую опеку зданий. С легкой руки Чекеруль-Куша в Кишиневском уезде развернулось до­рожное строительство. Он проложил подъездные артерии к городу, в том числе шоссейную дорогу Кишинев –Ганчешты. А еще раньше, в 1907 году, Куш стал иници­атором небывалого для Бессарабии проекта – телефони­зации уезда. Средства на дорогостоящий проект нашлись быстро. Поместное дворянство тогда сотрясали аграрные волнения и беспорядки. А чудо техники давало возмож­ность получить помощь в экстренной ситуации.

Telegram