Гончарук Владимир
инженер-программист
2 года прожил в США
СУПЕРСПОСОБНОСТЬ:
проницательность
Владимир Гончарук работает инженером-программистом, и создаёт собственный парфюмерный бренд.
Закончил кишинёвский государственный университет, продолжил образование в США, работал в Кремниевой долине.
Вернулся в Молдову, чтобы на родине начать воплощать в реальность свои мечты.
«В Америке я учился на мастерате, это был университет менеджмента в городе Фэрфилд, штат Айова. Я учился и жил там в кампусе семь месяцев, оставшиеся полтора года я работал по специальности инженером-программистом в одной компании в Чикаго, Иллинойс, после этого я работал в Кремниевой долине в IT компании».
Жизнь там, по словам героя, очень отличается. Первое, что очень бросается в глаза – это дикие расстояния, без машины там очень трудно. Поэтому на первые заработанные деньги он купил машину.
«Я переезжал с восточного побережья на западное, в Калифорнию, был четыре дня в пути, не всю Америку успел посмотреть, но какую-то её часть увидел и её природа мне очень понравилась.

Когда я отправлялся в это путешествие все друзья мне говорили: "Вова, ты что, сумасшедший?" Потом я понял почему. Когда я проезжал штат Юта – там сплошная пустыня за горизонтом. Если в дороге что-то случится с машиной... Телефон не ловит, машина сломалась... Но, к счастью, я доехал без приключений и все было нормально».
Саму Калифорнию, Кремниевую долину, Владимир воспринимает как другое государство, где люди живут на «релаксе» в отличие от Чикаго, где ему нужно было пробиваться.
«На тот момент работа в Калифорнии мне очень нравилась, это была крупная компания с очень серьезными проектами. Понравилась интернациональность, взаимодействие с разными культурами. Это было очень интересно. Сама работа, компания, все было круто».
У погони за американской мечтой все же были и свои негативные моменты. Один из них — вся жизнь в кредит.
«Я не мог снять квартиру, потому что у меня не было кредитной истории, то есть не потому, что она была плохая, а потому, что её вообще не было.

Арендодатели не хотели со мной связываться. Месяц я жил у своего начальника на полу и в это время покупал все в кредит: ручки, тетради, просто всё, что можно было купить в кредит.

И вот прошел этот месяц и только после этого у меня появилась возможность снять квартиру. Везде свои проблемы. У нас в Молдове есть свои локальные проблемы, там в Штатах они тоже есть, они другие, но они тоже проблемы».
Америка в представлении Владимира — это такая огромная маркетинговая уловка, показывающая рай на земле, где всё идеально.
Вся эта реклама создана для того, чтобы туда притекали мозги.
«Лично я уехал за опытом, не имея какой-то огромной цели или желания там остаться. Я получил этот опыт, где-то он совпал с ожиданиями, где-то нет.

Рая на земле не бывает, чудес не бывает. Люди туда уезжают, думая, что трава зеленее.

Если у вас в Штатах семья, то первый ребёнок закончит школу и университет, второй только школу, а третий будет делать, что хочет и как сможет.

Очень дорогое образование, нереально дорогое. Среднестатистическая семья давая первому ребёнку, уходит в огромные долги до самой пенсии».
У Владимира не было причины уезжать из США, но решение вернуться в Молдову он принял быстро.
«Нельзя сказать, что у меня была конкретная проблема, из-за которой я уехал, но я понял, что нет смысла уезжать за тридевять земель.

На выходные из США домой не прилетишь.

Мне не близок образ жизни американцев. У них нет друзей в том понятии, как у нас.

В конечном итоге, решающим фактором было то, что большой финансовой выгоды мне, как инженеру-программисту, не было вообще. Если вычесть все затраты, которые у меня были там. Там большие зарплаты, но и очень дорогая жизнь: квартира, автомобиль, еда – всё это стоит больших денег. Я не видел смысла там оставаться, поэтому решил вернуться».
Даже анализируя самые большие плюсы жизни в США, ничего не смогло переубедить Владимира остаться там. Он не видел смысла жить на другом континенте без родных и друзей.
«По приезде все было отлично. Я вернулся домой.

Я очень благодарен опыту, который я там получил, особенно, что касается работы. Я ещё раз убедился, что магии нет, что сверхлюдей тоже нет.

Там работают точно такие же люди, получают такое же образование, у них такие же амбиции и возможности, если говорить о моей сфере.

Домой я вернулся с огромным желанием отдохнуть, где-то полгода я не хотел ничего не делать, но через месяц меня нашел директор одной компании. Мы встретились, обговорили проект, он меня заинтересовал, и я начал работать.

Где-то через два года я сменил эту работу, и как я понимаю это сейчас, на тот момент у меня началась такая проблема, как эмоциональное выгорание».
Владимир понял, что устал от программирования. Тогда начались поиски того, что ему на самом деле интересно.
Так, герой нашел себя в парфюмерном деле.
«В поиске себя я начал ходить на все курсы подряд. Я ходил на курсы актёрского мастерства, ораторского искусства, фотографии, рисовал, лепил горшки...

Совершенно случайно я наткнулся на статью московского преподавателя из одного французского института в городе Грасс - парфюмерной столице мира.

В Москве я нашел школу парфюмерии от этого университета. Обучение проходило в три модуля. Три модуля были в Москве, а четвёртый во Франции.

Так я стал сертифицированным парфюмером. С тех пор я этим занимаюсь как хобби: создаю ароматы, составляю рецепты духов.

То, на чем я застрял, и чем я сейчас занимаюсь — это легализация моего парфюмерного хобби в Молдове. У нас нет законов, которые бы позволили мне открыть своё парфюмерное дело. У нас есть патенты, если вы хотите разрабатывать косметику, если хотите стать парикмахером, разного рода патенты, но патента для производства парфюмерии у нас нет».
Пока парфюмерия остаётся хобби Владимира, он продолжает заниматься программированием и высоко оценивает уровень и потенциал этой отрасли в Молдове.
«Что мне нравится у нас — это то, что сейчас у нас высокий уровень образования в IT. Сегодняшние реалии показывают, что у нас отрасль очень хорошо развивается, мы идём в правильном направлении.

Я думаю, что вопрос отъезда за границу зависит от отрасли, в которой молодой специалист хочет развиваться.

Для мультивселенной IT у нас есть все.

Свое первое образование я получил в кишинёвском Гос университете, мастерат в США. Фактически, это одна и та же программа, просто с разным подходом.

У нас обо всех отраслях говорят по чуть-чуть, и молодой специалист уже сам выбирает во что углубиться и самостоятельно это изучает, а в Штатах обо всех отраслях рассказывают слишком мало, но зато сразу дают специализироваться в конкретной области. Но, в принципе, рассказывают одно и то же.

Единственное, что хочу уточнить, что нельзя стать архитектором, программистом, или ещё кем-то, просто прочитав одну книгу. Для этого нужно образование. Но понимаю, что есть отрасли, где получить образование за границей было бы лучше».
Владимир мечтает, что парфюмерное дело станет его главным занятием. А пока он создаёт свои ароматы вечерами и в выходные.
В ожидании решения бумажных дел, он создаёт собственные рецепты и первые экспериментальные ароматы.
«Люди уезжают за границу и работают точно так же, как и везде, некоторые, практически, 24/7.

Честно говоря, у меня есть представление почему наши люди хотят уехать. У нас тут тоже хорошо работает пропаганда, что все плохо, коррупция и так далее, но есть места и похуже. Моё мнение, что сейчас идеальных мест вообще нигде нет».
Начинающий парфюмер считает, что для процветающей Молдовы не очень многое надо менять. По его мнению, у нас работают законы и есть правовая база, в которой государство могло бы функционировать успешно при определенных условиях.
«Идеальная Молдова для меня – это когда государство старается вести политику не как бизнес. Как только у нас сменится эта парадигма и управление государством станет заботой о государстве, о гражданах, тогда у нас и станет всё замечательно.

Бизнес нацелен на обогащение частного лица за счёт труда большинства. И тут можно провести большую параллель с Молдовой. Уже все больше очевидно, что не всех это устраивает. Мне кажется, что есть надежда, что что-то изменится».
Суперспособность героя — ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ
«Про проницательность мне говорили и люди вокруг. Я заметил в каких-то рабочих процессах, что у меня очень часто было другое видение проблемы.

И как оказывалось, в ходе дискуссий и самопознания, моё видение было более глобальным, чем у других. Поэтому и решения, которые я предлагал, оказывались более эффективными и практичными. Это помогало мне и в работе, и в жизни, в любой точке мира».
Аудио и текст: Александр Маргаринт
Материалы подготовлены в рамках проекта «Понимание аудитории и цифровая поддержка», который реализует Интерньюс при поддержке Швеции.