12 сентября 2019

Успеть в последний вагон: гид по Венецианской биеннале

Мария Мирная съездила на Венецианскую биеннале и рассказывает о том, что желательно не пропускать.

Всего два месяца осталось, чтобы увидеть главную международную художественную выставку — Венецианская биеннале, которая стартовала 11 мая и будет работать до 24 ноября. Сейчас самое время неспешно изучить главные локации: сады Джардини и Арсенале, попутно находя интересные экспонаты в самом центре Венеции. Почему сейчас? Шумное открытие давно прошло, туристы не сбивают с ног, погода позволяет пешие прогулки. Хотя зонтик взять не помешает.

Сады Джардини, центральный павильон

Тема 58-ой Венецианской биеннале звучит как “May you live in interesting times”, что на русский странно перевели “Не дай нам бог жить в эпоху перемен”.

Куратор этого года — Ральф Ругофф, директор лондонской Hayward Gallery, художественный и литературный критик.

В выставке принимают участие 79 художников со всего света. Впервые свои работы покажут Алжир, Гана, Мадагаскар, Малайзия и Пакистан.

Конечно, искусство субъективно, и решить, что есть искусство, каждый должен для себя сам. Но я, потратив несколько дней, сделав безумное количество шагов по Венеции, изучив большинство рекомендуемых выставок и музеев, помогу определится, что смотреть, если совсем нет времени или хочешь все самое лучшее сразу.

7 проектов из сотни, которые нужно увидеть (субъективный список автора):

Работы Сунь Юань и Пэн Юй Can’t help myself и Dear в главных курируемых павильонах May you live in interesting times

Скандальный дуэт из Китая – Сунь Юань и Пэн Юй – авторы снятого с показа в Музее Гуггенхайма видео «Собаки, которые не могут коснуться друг друга» представили в Джардини стеклянный куб, в котором робот-манипулятор, похожий на животное в агонии, пытается собрать растекающуюся лужу крови. Зрители получают жуткое удовлетворение, смотря на непрерывные действия робота. А сами авторы, как бы задают им вопрос: “Кто более уязвим: человек, который построил машину, или машина, которая управляет человеком?”

В Арсенале другая работа дуэта под названием “Dear” собирает толпы туристов, когда, внезапно, внутри императорского трона, уменьшенной реплики основания монумента Аврааму Линкольну в Вашингтоне, начинает биться под давлением воздуха черный шланг.

Эта работа китайских художников заставляет задуматься о природе власти, об истории, рабстве, о мире, в котором мы живем в эпоху перемен.

Где искать: “Can’t help myself” в Джардини – главный павильон “Dear” в Арсенале.

Кристоф Бюхель. Barca Nostra

С первого взгляда неясно, что это не просто лодка, а экспонат участвующий в выставке. Настолько идеально вписывается работа Кристофа Бюхеля в доки Арсенала. На самом деле, это рыбацкое судно, затонувшее в 2015 году по пути из Ливии в Италию. На борту находились 800 беженцев, хотя оно рассчитано только на команду из 15 человек. Проект называется «Barca nostra» («Наша лодка»).

По этическим соображениям, я не хотела затрагивать этот экспонат. Но с другой стороны, когда ты видишь, как туристы фотографируются на фоне, не понимая контекст работы, становится по-настоящему жутко. Эта трагедия – затонувшая лодка, как напоминание нам, где проходит грань между искусством, затрагивающим действительно важные, иногда ужасные темы, и глупостью людей.

Где искать: Арсенале, главный павильон, у доков.

В главных павильонах также ищите работы: Жанны Кадыровой, которая делает платья и овощи из плитки, портреты Занеле Мухоли, распиленные байки и инсталляцию с латексными костюмами от Александры Биркен, Джимми Дарем и его мифических животных и многих других. Лучшее, что вы можете сделать для себя – постараться прочувствовать каждого и не спешить с оценкой “нравится-не нравится”.

Павильон Франции в Джардини

«Глубокое синее море вокруг тебя»

Мой фаворит этого года – необычный павильон Франции, где мечты и сны встречаются с реальностью. Чтобы туда попасть, нужно нырнуть в заросли кустарника, идти по узкой тропинке и через техническую дверь пройти внутрь.

Художница Лор Пруво, известная своими картинами-надписями, предлагает нам путешествие, как материальное, так и воображаемое, чтобы каждый для себя решил “кем он является”.

Сначала зрители проходят в зал, где в пол из муранского стекла, символизирующий море, закатан мусор. А дальше смотрят фильм про людей путешествующих на лошадях по Франции. Причем, фильм смотрят, находясь в созданном художницей животе осьминога.

Где искать: Джардини, территория национальных павильонов

Павильон Великобритании ( Джардинии), Кэти Уилкс

Художница из Ирландии Кэти Уилкс знаменита своими скульптурными инсталляциями, где основу составляют вещи, которые окружают нас в быту: грязная посуда, разбитые чашки,старые тряпки,чайные пакетики. Ее работы полны глубокого смысла и часто имитируют известные интерьеры и места потерь. Действительно, спокойное и почти незаполненное пространство с аккуратно расставленными предметами, действует как катализатор, где чувство одиночества нарастает с каждой минутой.

Сама художница почти не дает интервью, а в описании своего проекта пишет: «Я снова и снова скорблю об обычных вещах. Мой проект состоит в том, чтобы постоянно приближаться к чему-то, что вы не совсем понимаете».

Где искать: Джардини, территория национальных павильонов, рядом с Францией.

Победитель этого года павильон Литвы

 Sun and sea. Mariana

На оружейном складе в Арсенале построили настоящий пляж с песком, шезлонгами, зонтиками и, конечно, отдыхающими. Они загорают, глядя на бетонные стены и поют про мировые проблемы. Проект Sun and Sea (Marina), созданный театральным режиссёром Ругиле Барзджюкайте, сценаристом Вайвой Грайните и композитором Линой Лапелите – это опера-перформанс, этакая антиутопия, где мир рушится, а люди спокойно загорают под искусственным солнцем. А в роли солнца выступают сами зрители.

Интересно, что в перформансе можно поучаствовать, если заполнить форму и прислать письмо. Сейчас он проходит два раза в неделю: в среду и в субботу.

Мне посчастливилось быть частью перфоманса и три часа выполнять роль одной из отдыхающих. Я просто читала книгу, лежала на песке и делала все, что люди делают на пляже. Только при этом толпа наблюдала за всеми сверху.

Даже сейчас желающих посмотреть перфоманс так много, что люди стоят в очереди по два часа. Советую приходить после обеда, чтобы не терять время.

Где искать: Magazzino № 42, Marina Militare.

Павильон Ганы

Новичок на биеннале – павильон Ганы стал одним из самых обсуждаемых и успешных среди критиков. Декорациями занимался британский архитектор Дэвид Оджайя, который в свое время строил дом для Александра Маккуина.

В пространстве павильона соорудили традиционные домики племени гурунси, песок для стен которых специально привезли в Венецию из Ганы.

Художник Ибрагим Махана  сделал инсталляцию из сеток, которые традиционно используют для ловли рыбы. Из-за этого весь павильон был пропитан запахом рыбы и этот запах тоже стал частью инсталляции.

Другая ганская звезда – скульптор Эль Анацуи, который также как и Махана использует для своих инсталляций сырье – соорудил огромный ковер из блестящих пробок от бутылок и мусора, удивительно напоминающий мозаики собора Сан-Марко на закате.

Где искать: Арсенале, территория национальных павильонов.

 

Пропустить нельзя: Павильон Израиля, который превратили в полевой госпиталь, павильон Бельгии, где художники Йос де Грюйтер и Харальд Тис создали инсталляцию MONDO CANE из механических кукол в человеческий рост.

The death of Lee Byars. Zad Moultaka in dialogue (выставка параллельной программы)

Старая церковь – неочевидный туристический маршрут. (Обычно церковь закрыта для посещения). Внутри огромная инсталляция сделанная из золотых листов с постаментом для тела художника по середине. Впервые американский концептуальный художник Джеймс Ли Байерс представил эту работу в 1994 году, когда узнал, что смертельно болен раком.

К 25-летию ее создания работу воспроизвели, дополняя 14-минутным шумовым произведением ливанского композитора и художника Зада Мултаки, которое он написал специально для этой выставки.

Где искать: Церковь Санта-Мария-делла-Визитационе.

Этот небольшой список поможет сориентироваться, если совсем мало времени, но вы жаждете искусства. Для полного погружения, необходимо действительно пройти все локации, пару раз кричать от восторга, иногда плакать (как я от русского павильона), самому решать, что действительно заслуживает называться искусством, а что нет. Главное – быть честным с самим собой.

Текст: Мария Мирная

 

Подписывайся