В Вадул-луй-Водэ собрана лучшая в Восточной Европе коллекция предметов этрусков
Telegram

Поселок городского типа Вадул-луй-Водэ все знают в Молдове как местный курорт. Близость к Кишиневу и живописное расположение на лесистом берегу Днестра, пляж, санатории, пансионаты и кемпинги сделали поселок популярным местом летнего отдыха горожан. Но мало кто знает о том, что когда-то в Вадул-луй-Водэ был создан первый в Бессарабии музей древностей, и именно в нем находилась крупнейшая коллекция артефактов, принадлежавших древней цивилизации этрусков.

На 4 года раньше Кишинева

Вадул-луй-Водэ до появления в нем в 20-х годах XIX века французского купца Шарля Сикарда ничем особо не выделялось среди других поднестровских сел. Первый раз Вадул-луй-Водэ упоминается в грамотах молдавских господарей очень рано, в 1432 году – даже на 4 года раньше, чем селение Кишинев.а
Но совершенно не согласуется с этой документально зафиксированной датой местная легенда, которая связывает и появление, и само название Вадул-луй-Водэ с именем самого прославленного молдавского господаря Штефана Водэ (Воеводы) Великого. После блестящей победы в битве с татарами в 1485 году молдавский воевода якобы устроил пир на берегу Днестра, и тогда здесь появилось селение.
В 1732 году из актов о передаче земли стало ясно, что место под названием Вадул-луй-Водэ является собственностью боярина Николая Ярошевича. Уже как населенный пункт Вадул-луй-Водэ оно засвидетельствовано переписью, проводившейся в Молдавском княжестве в 1774 году.
Вадул-луй-Водэ стало среди окрестных поселений важным населенным пунктом вблизи города Кишинев: в 1805 году здесь была построена каменная церковь. Любопытно, что в самом Кишиневе в это время на несколько тысяч жителей было не более десятка церквей, а каменных и того меньше. По переписи 1859 года в селе было около 300 жителей.
В 1860-е годы здесь в связи с начавшейся регулярной навигацией на Днестре была построена пристань, и Вадул-луй-Водэ стало важным пунктом речного судоходства. К 1940 году здесь проживало около 1000 человек, а в 1968 году уже 5 тысяч жителей. Именно тогда село получило статус поселка городского типа. Сейчас Вадул-луй-Водэ входит в состав муниципия Кишинев.
После Великой Отечественной войны сам поселок, а особенно прибрежная зона у Днестра, стал превращаться в санаторно-курортную бальнеологическую зону. Всё более нарастающий имидж города-курорта во второй половине ХХ века вытеснил из памяти местных жителей и кишиневцев страницы истории, связанные с пребыванием в Вадул-луй-Водэ семейства Сикардов и знаменитого в конце XIX века на весь юг тогдашней Российской империи музея Натали Сикард.

Вид на Вадул-луй-Водэ


Предприимчивый друг герцога Ришелье

Шарль Сикард – энергичный французский негоциант, приехал из Марселя. В России вначале осваивал только строящийся юный город Одессу. Он стал доверенным другом знаменитого Дюка – одесского градоначальника герцога Ришелье. Связи помогли Сикарду стать в первой половине XIX века и одним из главных снабженцев русской армии, расквартированной в Бессарабии.
Довольно быстро Сикард сколотил приличное состояние. Настолько приличное, что он смог приобрести немало земель в Новороссии и сразу шесть домов в Одессе.
В 1821 году Шарль Сикард приехал в Кишинев. Помимо знакомства с местной знатью, чиновниками и с пребывавшим здесь в ссылке Пушкиным предприимчивый марселец не забыл и о своих деловых интересах. Он купил в окрестностях Кишинева несколько тысяч десятин земли, но главным его приобретением была покупка поместья в Вадул-луй-Водэ . Позднее Шарль Сикард передал поместье по наследству двум своим сыновьям Христофору и Карлу.
Христофор Сикард женился на Наталье Николаевне Крафт, дочери генерала Н. В. Крафта, в свое время состоявшего в армии Кутузова и строившего в Бессарабии фортификационные сооружения. Так высокообразованная и увлеченная всем интересным и необычным Наталья Сикард стала хозяйкой поместья в Вадул-луй-Водэ .

«Просвещенная любительница археологии»

Наталья Сикард часто и подолгу путешествовала по Италии, Греции, Франции, Швейцарии и Австрии, где она «заразилась» модным тогда увлечением – коллекционированием предметов старины. Настоящей любовью ваду-луй-водской помещицы стала Италия. Из частых поездок во Флоренцию, Рим, Верону, Неаполь и другие исторические места Наталья Сикард стала привозить домой различные древние артефакты. Доставленная из Флоренции в 1876 году крупная коллекция античных ваз стала основой будущего музея в Вадул-луй-Водэ.
Когда в 1870-х годах семейство Сикард купило виллу недалеко от Флоренции, то есть на исторических землях, в VII-II веках до нашей эры населенных знаменитыми этрусками – предшественниками древнеримской цивилизации на территории Италии, поток новых чрезвычайно ценных и редких археологических предметов в ваду-луй водское поместье еще больше усилился.
За очень короткое время, пару десятилетий, коллекция предметов старины, поначалу любительская, превратилась в большой, по сути профессиональный музей древностей, равных которому тогда в Бессарабии не было.

Первый молдавский профессиональный ученый-археолог Иван Касьянович Суручан, хорошо известный в научном мире России, посвятил музею Натальи Сикард и лично ей статью в Бессарабских губернских ведомостях от 28 июня 1880 года. Он отмечал, что Наталья относится к «весьма незначительному количеству просвещенных любительниц археологии» и ее музей с успехом служит делу изучения истории в Бессарабии.

Суручан часто посещал музей в Вадул-луй-Водэ. Одним из результатов посещений стало то, что Иван Касьянович женился на одной из дочерей Натальи Сикард – Ольге. Считается, что часть экспонатов ваду-луй-водского музея перешла в знаменитый, созданный Суручаном несколько позже, считающийся первым научным археологическим музеем на территории Бессарабии – «Музей Понта Скифского».

Скульптура этрусков


Музей Натальи Сикард

Постоянная экспозиция музея занимала 6 больших помещений в основном здания поместья и была представлена несколькими отделами.
В небольшом геологическом отделе экспонировалось несколько экземпляров редких окаменелостей и отпечатков исчезнувших растений и животных, а также каменные наконечники стрел и топорики каменного века.
Другие отделы представляли зрителям раритеты Древнего Египта, античной Греции, а также предметы, происходящие из древнегреческих городов-колоний Северного Причерноморья – Тиры, Ольвии, Пантикапея и Боспорского царства. Были в музее и немногочисленные археологические находки, как правило, средневекового времени из Бессарабии.
Но наиболее полным сегментом коллекции, наиболее богатой частью экспозиции были, конечно же, древности этрусков. Наталья Сикард собирала их в Италии с особым старанием и привозила в Бессарабию. Основой этрусской коллекции были керамика и предметы из бронзы.

Керамика и изделия из бронзы


Блистательные этруски
Этруски – это народ, создавший одну из самых ярких древних цивилизаций, населявший в I тысячелетии до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова. Древняя Этрурия – это современная Тоскана в сегодняшней Италии. Этруски создали ярчайшую культуру, которая предшествовала римской и оказала на ее развитие огромное влияние.
Особенно знаменито в мире искусство этрусков – скульптура и живопись. Известно, что древние римляне заимствовали у этрусков многие компоненты инженерного искусства, в частности возведение арочных сводов зданий. Многие римские обычаи, например, бои гладиаторов и гонки на колесницах, также имеют этрусское происхождение. Культура этрусков – это то лоно, из которого выросла грандиозная классическая античная римская культура, а значит, и современная цивилизация.
В обширном этрусском отделе музея Сикард были выставлены многочисленные большие расписные красно- и чернолаковые вазы. На них изображены мифологические сюжеты, ритуальные пляски и сцены охоты и сражений.


Не будучи всё же профессиональным ученым, Наталья Сикард подбирала этрусские находки, руководствуясь не столько научной полнотой, сколько изысканным вкусом. Это привело к тому, что все без исключения экспонируемые предметы отличались тонкой эстетикой и высоким художественным уровнем изготовления. Предметы из бронзы и глины, серьги, браслеты и другие украшения, зеркала были выставлены в таком порядке, что демонстрировали эволюцию этрусской культуры от момента ее рождения и становления и до расцвета. Зритель мог проследить за всеми оттенками и изменениями стиля этрусской эпохи: от примитивного вначале и до необыкновенного совершенства в конце.
Этрусская керамика

Сосуд в форме головы


Судьба Натальи Сикард и ее музея

В самом конце XIX столетия Наталья Сикард переселилась жить постоянно в любимую ею Италию, где и умерла в 1914 году. Поместье и, в частности, дом Сикардов были разорены в периоды революции и гражданской войны. Возможно, часть коллекции еще раньше покинула пределы помещичьей усадьбы. Но очевидно, что не вся.
Часть коллекция в смутные революционные годы была растащена по домам местными крестьянами, и это чуть не привело к провозглашению научной сенсации уже в наше время. Дело в том, что ученые-археологи обнаружили на крестьянских огородах несколько черепков от классических этрусских ваз. Но до сенсационного провозглашения района Вадул-луй-Водэ местом поселения этрусков дело все-таки не дошло.
Помещичий дом в Вадул-луй-Водэ, в котором располагался музей, простоял вплоть до конца 70-х годов ХХ века, но затем был снесен, и на его месте была построена больница. В какой-то мере это даже кажется символичным, ведь известно, какого высокого уровня достигла медицина у древних этрусков: их лекари умели даже ставить зубные протезы.
Такова судьба первого музея древностей в Бессарабии. После него создавались и другие музеи, содержащие археологические экспонаты: музей Суручана, музей Земства, созданный бароном Стуартом и сохранившийся до сих пор в виде Музея природы и этнографии, Национальный музей истории Молдовы и Археологический музей Академии наук Молдовы, университетский музей и т.д. и т.п. Но такого презентативного и роскошного собрания этрусского искусства, какой была коллекция Натали Сикард, в Молдове нет. Даже скромного нет. Похоже, этруски покинули Молдову навсегда.

источник bloknot

Telegram