ИСТОРИИ ЗАБЫТЫХ ПЛАТЬЕВ: ДИАНА МОКАНУ
Telegram

 

Платье «Узел»

 

История этого платья, без всяких сомнений, несет в себе судьбу, которую дано осилить отнюдь не каждому, и которая не всем может подойти, как не примеряй ее на себя. Как и платье.

Слишком много портновских булавок участвовало в пошиве этого платья, часть из которых все же забылась в его готовом варианте и от которых много лет продолжало быть больно.

На мне платье моей прабабушки Арестиды, которое досталось ей в подарок от родной сестры Софии. Они не виделись ровно 50 лет.

И каждый раз надевая его, София проникала в суть боли, вспоминая свою сестру. Она долго скиталась по жизни в поисках своей Арестиды, с которой последний раз виделась в 1940 году.

Спустя 50 лет в 1990 году, в одном немецком городе Изерлон, судьба все же пошла милым сестрам навстречу и стала вершителем самого важного момента в их жизни.

София и Арестида встретились…

Именно тогда моя прабабушка Арестида и получила в подарок от своей родной сестры это милое платье. София подарила прабабушке еще несколько платьев, сказав, что синее, как раз одно из первых, которое она смогла себе позволить после того, как жизнь наладилась после Второй мировой.

Это синее платье, в котором я прогуливаюсь по Одессе, неторопливо шагая вдоль вокзальных путей железнодорожного вокзала, того самого места, откуда София прощалась с прабабушкой Арестидой перед тем, как отправиться в Германию в 1940 году, наполняет меня каким-то непередаваемым потоком энергии. Энергией, наполненной связью двух сестер, которых однажды жизнь разлучила весьма несправедливым образом…

                                                                                                               Диана Мокану

razdelitel punktir

Сегодня я хочу рассказать вам о судьбе двух сестер, которые не виделись ровно 50 лет. Эти замечательные немки родились в Молдове…

istorii-zabytyh-platiev-anna-popenco00005

Их мама Розмария (Rosmaria Buchfink), согласно закону переселения того времени, в конце 19-го века переехала из Германии в Молдову.
История любви их папы с мамой, к сожалению, была лишена родительского благословения.
Мама моей прабабушки полюбила грека по имени Маринос (Marinos Abatelo) и вышла за него замуж без согласия родных. Она вышла замуж по любви, которую не каждому дано пережить в этой жизни. В сравнении с такой любовью, остальные принципы и аксиомы жизни не имели никакого смысла даже в те времена.
Узнав об этом, родители отказались от своей единственной дочери.
Розмария в итоге сбежала с этим милым греком, который к тому же оказался православным. Розмария же была лютеранкой. Естественно, что поскольку грек являлся представителем другой религии, Розмарии было напрочь запрещено выходить за него замуж. В этой любви родились замечательные дети – София, Арестида, Катрин и мальчик Иохан.

Даже находясь на расстоянии тысячи морских миль, на другом земном меридиане, Мариносу прекрасно удавалось наполнять семейную жизнь любовью. Он зарабатывал на жизнь морской торговлей.

Но жизнь вследствие сильного шторма раз и навсегда отказалась сопровождать его. Доброго грека Мариноса море забирает себе, оставляя Розмарию с четырьмя детьми и каким-то нажитым имуществом.
Спустя некоторое время после этого события, в судьбе Розмарии появляется итальянец. Изначально казалось, что его появление должно было привнести в ее жизнь равновесие, уравнять незабываемое горе любовью и подарить ей счастье. Но новая любовь осложнила ее дальнейшую жизнь еще сильнее или … навсегда. Скорее всего, виновата была не любовь, а отношения, на которые она согласилась, чтобы суметь идти дальше по жизни.
Милый итальянец всеми силами уговорил ее продать имущество, накопленное ею и отцом ее детей с тем, чтобы уехать с ним в Италию.
Она бы и в самом деле так поступила, но условия, которые поставил итальянец, никак не сочетались с велением сердца Розмарии. Он просил ее оставить детей в Молдове, а самой уехать с ним жить в Италию. Чтобы там, на новом месте, начать рисовать новую картину любви.

istorii-zabytyh-platiev-anna-popenco00003

Аура этой женщины была переполнена материнской любовью к своим детям, чтобы разрешить себе оставить их в Молдове, а самой уехать с ним в Италию.
Они появились на свет из союза запретной любви, постоянно напоминавшей ей о Мариносе, которого море безжалостно забрало к себе…
Итальянец, ворвавшись в сердце Розмарии, вмиг разрушил всю ее жизнь. Как тот шторм, который навсегда унес ее Мариноса. Вместе со своей сестрой он забрал все деньги Розмарии, что достались от продажи имущества,  и уехал в Италию, оставив ее ни с чем.
От переживаний, накинувшихся на израненное болью сердце Розмарии, она умирает. Ее сердце не выдержало такого предательства. За одну ночь итальянец отнял у нее все, включая будущее ее детей. Розмарии все уже стало не по силам…
Девочек Арестиду и Софию к себе на воспитание забрала родная мама Розмарии, их бабушка, которая в свое время отказалась от родной дочери, когда она решила связать свою жизнь с добрым греком…Катрин и мальчика Иохана забрали другие родственники.
Знала бы тогда жизнь, что разделяя детей, она тем самым разделяет их дальнейшую жизнь.
Когда погружаешься в эту историю вместе с заботами того времени, сердце начинает стучать сразу несколькими ритмами … дети остались без родителей.
Уже взрослая в свои 17 лет моя прабабушка Арестида выходит замуж за молдаванина Александра. Двадцать пятого февраля 1927 года они с Александром расписались в ЗАГСе.
Ее сестра София выходит замуж за немца. Бабушка рассказывала, что в начале 40-х годов Гитлер издает указ о том, что немцам разрешается вернуться на родину, но при одном условии – в страну могут вернуться только те, у которых не больше двух детей, а также те, которые состоят в браке с гражданином Третьего рейха.
Прабабушка Арестида, влюбившаяся в молдаванина Александра, вовсе не собиралась оставлять его. Но София вместе с мужем и двумя детьми Ерном и Марией, которым было всего 40 дней от роду, все же уехали в Германию. Они сели на поезд, который отправил их по направлению Одесса – Румыния – Германия. Эти страны составили ее маршрут.

Вокзал Одессы сохранил в себе шаги Софии, которая даже на секунду не могла себе представить, что только спустя 50 лет, ей предстоит обнять свою Арестиду.

Каждой из женщин суждено было порознь радоваться жизни, которую они проживали вдали друг от друга. Дети наполнили сердце моей прабабушки чистой любовью, но она никогда не переставала думать о своей родной Софии. Она все время искала ее…

«Вдохи и выдохи моего сердца не прекращают вспоминать о ней каждый день. Я должна ее найти» – все время повторяла Арестида.
1989 год…Немцы, жившие тогда в Кишиневе, стали возвращаться обратно в Германию и Арестида все просила людей, которые отправлялись в Германию, помочь ей найти родную сестру.
Наверное, пространство усилило значение этой мысли и направило моей прабабушке того самого человека, который помог найти ей родную Софию. Однажды этот человек пришел в гости к ее зятю Григорию. К тому времени Арестида жила вместе со своей дочкой Тамарой и мужем. Рассказав ему историю своей жизни, он пообещал, что поможет разыскать ее родную сестру.
Вернувшись в Германию, он нашел Софию и позвонил Арестиде, чтобы сообщить ей эту приятную новость. София хотела получить подтверждение, что женщина, о которой он говорит, действительно приходится ей сестрой. А все потому, что София, потратившая немало лет на поиски своей Арестиды, не раз попадала в ситуации, когда ее просто обманывали и за этот обман ей не раз приходилось расплачиваться.
Она попросила этого мужчину, чтобы Арестида сказала ему то, о чем в действительности могли знать только она и Арестида. «Когда мы были маленькими, мы нередко игрались с огнем и однажды, когда осколок огня попал тебе на шею, ты вместо того, чтобы стряхнуть, взяла и прижала его рукой, продолжая при этом кричать от боли» – вспомнила Арестида.
В знак подтверждения родной крови она отправила в Германию вышивку, сделанную их мамой Розмарией, которая сейчас хранится у меня…
После того как каждая из сестер погрузилась в свои воспоминания, ведь с момента их последней встречи прошло ни много ни мало, а 50 лет, они наконец-то поговорили по телефону. Если это можно назвать разговором.

На старом немецком их голоса могли звучать только сквозь слезы. Одна плакала в Молдове, другая в Германии. Это слияние голосов держалось на воспоминаниях той жизни, в которой еще была жива их мама Розмария. Все их мысли начинались с родителей.

Сестры договорились встретиться…

Это был 1989 год. Молдова была не выездной страной. Родственники поехали в Москву и получили специальное разрешение. Открыли визу. И в сентябре 1990 года Арестида смогла поехать в Германию, чтобы встретиться с Софией.
24 сентября 1990 год…Поезд остановился и волнения обеих стали вершить историю.
На вокзале, за все еще закрытой дверью вагона, сестер ожидало телевидение, газеты… Всем хотелось поддержать Софию и Арестиду.

sisters


Говорить об этом даже не следует. Арестида и София обняли друг друга крепче, чем это было 50 лет назад.
Прабабушка Арестида пожила у Софии несколько месяцев. За все это время милые сестры не расставались. Они лишь обнимались и держали друг друга за руки.
Именно тогда Арестида узнала о том, что София не переставала ей писать, но письма, как выяснилось, просто не доходили до нее.
В Германию семья Софии попала не сразу. Сначала они оказались в Польше, там им пришлось пережить голод и Вторую мировую. И только потом они попали в Германию.
София предлагала прабабушке остаться у нее, восстановить документы и до последних лет жить вместе. Арестида не согласилась, сказав, что дома ее ждет участок земли, за которым ей нужно ухаживать.
Слишком много времени прошло, чтобы Арестида просто допустила другую судьбу на старости лет. В Молдове осталась вся ее семья, которую она тщательно оберегала всю жизнь. И все это время Арестида пыталась быть счастливой, ни на секунду не забывая о том, что где-то далеко живет ее родная София.
Прабабушка всегда говорила: «Мне бы только увидеть Софию. Хотя бы раз ее обнять, и только потом я смогу спокойно умереть».
Эти слова стали носителями правды. Через несколько недель после возвращения домой, Арестида умерла. Через пять лет умерла София.

istorii-zabytyh-platiev-anna-popenco00002 

Сегодня на мне платье Софии. В этом платье я ощущаю долготу миров и пульс прожитой жизни. Все его строчки и швы держатся на судьбе двух сестер. Их энергия так крепко наполняет все вокруг, что в самую последнюю очередь задумываешься над тем, как это платье смотрится на тебе.

Когда сестры встретились спустя 50 лет после долгой разлуки, София подарила моей прабабушке несколько платьев. Она сказала, что синее, как раз одно из первых, которое она  смогла себе позволить после того, как жизнь оправилась после Второй мировой.

Имею честь жить в платье, путь которого ко мне, был действительно нелегким. Это и есть то самое платье, которое помогло восстановить связь между мной и этой историей.

Чтобы навсегда убрать след от швейных булавок, надолго запомнившихся ткани, я немного укоротила фасон его прошлой жизни. Случайно я умудрилась потерять одну из его пуговиц, но будущее платья от этого никак не пострадает. И мои дочки тоже будут хранить в гардеробе платье моей прабабушки Арестиды и ее сестры Софии.

Неземной крой, выразительный синий, неизбежно притягивают к себе взгляды людей, которые постоянно спрашивают меня: «Откуда у тебя это платье? От Софии или Арестиды?»…

 

ИСТОРИЮ РАССКАЗЫВАЛА: ДИАНА МОКАНУ
ТЕКСТ: АННА ПОПЕНКО
ФОТО: НАТАЛЬЯ МИТЕРЕВА, ОЛЬГА ЗЫБАЛО
АВТОРЫ ПРОЕКТА: АННА ПОПЕНКО, НАТАЛЬЯ МИТЕРЕВА, ОЛЬГА ЗЫБАЛО

Арт-группа «Дневник» выражает особую благодарность Оляне Киндыбалюк за качество букв и запятых.

istorii-zabytyh-platiev-anna-popenco00001

 

 

 

Telegram