Танцуют все: как снимали первый фильм об ансамбле Joc
Спустя три года творческих поисков и бюрократических препон звезды всё же сошлись – в начале декабря завершились съемки долгожданной картины Павла Брэилэ «Joc. Energy of life», посвященной одноименному танцевальному коллективу. Сам фильм уже готовят к показу на World Expo Milano, а его премьера по счастливой случайности запланирована на юбилейный год ансамбля (в следующем году «Жоку» исполняется 70 лет – Прим. Locals). Мы, в свою очередь, не упустили возможности расспросить режиссера и участников проекта о том, как это было.
Википедия говорит, что в следующем году «Жоку» исполняется 70 лет. Логично было предположить, что фильм приурочен именно к этой дате.
Всё не совсем так. Идея снять фильм о “Жоке” у меня появилась три года назад. Три года я бегал по разным министерствам и фондам – искал средства. Разумеется, не нашел – дорого; все говорили: «Идея хорошая, но денег на нее нет». Реализовать ее мне помог случай: в прошлом году был объявлен конкурс на архитектурный проект для «World Expo Milano 2015» (международная выставка, площадка для демонстрации технических и технологических достижений – Прим. Locals). После того, как проект наконец был выбран, комиссия искала контент, концепцию. Им посоветовали обратиться ко мне. После того, как мне рассказали про проект, я понял – это мой звездный час. Я рассказал им про идею с фильмом «Joc» и предложил варианты для инсталляции. Так и было решено снимать фильм.
Фильм будет документальным?
Я считаю его художественным. Фильм состоит из 11 танцев, отобранных из 8 программ ансамбля. Продумывая концепт, я хотел показать танцы “Жока” такими, какими их никто не видел. Поэтому они сняты именно так – на черном фоне, без отвлекающих от главного факторов. Когда ты смотришь на танец из зала, как простой зритель, ты видишь его в одной плоскости. Моей задачей было показать танец так близко, будто танцуешь ты сам, продемонстрировать все детали.
Легко ли было снимать то, к чему готовился три года?
Когда съемки только начались, я чувствовал бешеный мандраж, потому что приходил на репетицию и не видел огня в глазах танцоров. К счастью, ребята быстро привыкли к съёмочному процессу и через день-два «зажглись». Мне помогло то, что я изначально четко понимал, чего хочу. Я знал, что если мне дадут сделать фильм, то я выложусь на 100%.
А сомнения присутствовали?
Да, особенно в начале. Чтобы раскачаться, мы начали снимать с самого легкого танца. Хотя, как по мне, в репертуаре все танцы сложнейшие. Наверное, первый человек из “Жока”, который меня понял и почувствовал – Евгений Петрович (Евгений Сандул – балетмейстер-репетитор «Жок» – Прим. Locals).
Что же касается идеи, то изначально мне никто не верил. Я помню, как пару лет назад пришел к Курбету (Владимир Курбет – худрук ансамбля “Жок” – Прим. Locals), рассказал про фильм, подарил DVD со своими работами, он мне – книжку об ансамбле, и разбежались. Коллектив говорит, что тоже тогда был скептически настроен. Наверное, всё потому, что собирались снимать многие, но никто не доводил дело до конца.
Судя потому, что на площадке вы разговариваете на английском, съемочная группа получилась интернациональной.
Да, команда интернациональная: помимо наших специалистов, у нас есть аргентинец с итальянским паспортом, испанец, швейцарец. Все ребята – профессионалы, с которыми я работаю много лет. Вот, к примеру, оператор Раду Зара, с которым мы сотрудничаем 15 лет. Когда мне изначально пришла идея фильма, визуальный концепт мы разрабатывали вместе с ним.
А что касается коллектива “Жок”, много человек было задействовано?
Больше всего в одном танце было задействовано 44 человека – 22 пары. Помимо танцоров и балетмейстера на площадке присутствовали и костюмеры, и гримеры. Не было разве что оркестра. “Жок” – это ведь организм, они всегда выступают под живую музыку. У них до сих пор нет студийных записей, поэтому для фильма пришлось записать родной оркестр.
А фильм на выставке вы будете представлять вместе?
Да, мы думаем, что ребята будут выступать там во время дней Молдовы. Этот проект для них не менее важен, чем для меня, потому что раньше про “Жок” никто ничего не снимал. То есть были, конечно, видео с концертов, но отдельного фильма не было.
Вы в основном везде фигурируете как художник. Как вам работалось в качестве режиссёра?
“Joc” – не первый мой фильм. Когда ты занимаешься современным искусством, ты делаешь всё: фотографии, перформансы, инсталляции. Снять художественный фильм – это, конечно, мечта, которая требует многих лет работы – от момента написания сценария и поиска средств до финального щелчка хлопушки.
Мне кажется, “Жок” – это одна из немногих вещей, которыми может и должна гордиться Молдова. Я жил этой мечтой три года, и рад, что всё получилось именно так, как я задумывал. Тут все девочки Майи Плисецкие, а ребята – Нуриевы, и фильм – очередная возможность в этом убедиться.
Евгений Сандул, заслуженный артист МССР, балетмейстер-репетитор ансамбля «Жок»
Я давно работаю в ансамбле, и застал еще те времена, когда на искусство обращали внимание, когда оно было в приоритете у государства. Со временем про нас стали забывать, но появился Павел с идеей снять фильм. Честно скажу, у меня был страшный мандраж. Это профессиональная черта, которая сохранилось с тех времен, когда я сам еще выходил на сцену. Я не “спускаю рукава”, пока не закончу дело, и только закончив его, могу оценить, как получилось. В случае с фильмом – получилось отлично.
Единственной сложностью, если можно так выразиться, было то, что нашим танцорам такой опыт был в новинку. Танцевать на сцене – это одно, но танцевать перед камерой – совсем другая задача. Приходилось перестраиваться на ходу. Когда есть отдача, глаза зрителя горят – это облегчает нашу работу, но когда зритель “мертв” или его вообще нет, приходится собираться с двойной силой. Я думаю, у нас получилось!
На самом деле, танцевать на сцене и перед камерой – это большая разница, поэтому первый день съемок был тяжелым. Когда ты выступаешь на концерте, получаешь эмоциональную отдачу от зрителя. Тут же, когда перед тобой камеры, ты моментально сковываешься, забываешь про улыбку и глаза, которых от тебя требует режиссер, и думаешь только о том, как бы не оступиться. Но когда мы привыкли, то сплотились и отдались этой работе полностью. Я очень счастлива, что мне удалось поучаствовать в этом проекте, что я не заграницей, не в декрете или где-то там еще.
А еще у нас весь коллектив влюблен в Павла. Помимо танцоров, есть же еще съемочная группа, состоящая из 30 человек. Нужно быть очень сильным человеком, чтобы сплотить огромную команду.
Больше фото на странице фэйсбук Moldova Pavilion at Expo Milano 2015.