Мировые знаменитости родом из Молдовы: астроном Николай Донич

В наблюдении и изучении астрономии солнца он объездил полмира, проводил в обсерваториях дни и ночи напролет, наблюдая и фотографируя вспышки света. Пожалуй, редкий астроном так самозабвенно изучал солнечные затмения, как Николай Донич.

Donici_2

Родившийся в 1874 году, в селе Петриканы (теперь район Кишинева), Николай Донич еще в детском возрасте лишился родителей. Будущее светило астрономии был воспитан своей тетей Еленой Лысаковской, владелицей имения в селе Старые Дубоссары, не имевшей собственных детей. Материально обеспеченная тетушка сделала все возможное, чтобы любимый племянник уже в 16-летнем возрасте получил достойное образование. С ее помощью будущий российский, румынский и молдавский ученый прошел курс наук в Новороссийском университете Одессы. Дворянские корни и хорошее образование позволили Николай Николаевичу даже сделать относительно неплохую карьеру в Санкт-Петербурге. Благодаря принадлежности к именитому дворянскому роду и хорошей протекции, будущий ученый поступает на службу в канцелярию Государственного Совета. Здесь он дослужился до чина коллежского советника, занимая должность помощника госсекретаря, на которое могли рассчитывать только потомственные дворяне. Но смыслом жизни Николая Донича была астрономия.

Donici_1

Российский чиновник Николай Донич увлекся астрономией, еще проживая под крылом тетушки на берегу Днестра, в Старых Дубоссарах. И главным его увлечением в астрономической науке стали солнечные затмения, спутник нашей планеты – Луна и ближайшая к нам звезда – Солнце. В наблюдениях и изучениях солнечных затмений, уже став ученым-астрономом, Николай Донич объездил полмира. В 1900 году 26-летний астроном наблюдал солнечное затмение в Испании, в следующем 1901 году – отправился исследовать это редкое явление в Индонезию, на остров Суматра.

Donici_6

Итогом этих двух поездок стал большой научный отчет с новыми подробностями и наблюдениями о природе солнечного затмения. Работа оказалась настолько заметной и добавившей много нового в исследования солнечных затмений, что Русское астрономическое общество единогласно присудило астроному Николаю Доничу премию государя императора. Службу в канцелярии Николай Донич к тому времени оставил, полностью посвятив себя изучению астрономии и в частности природы солнечных затмений. В 1905 году 31-летний Донич уже обладал настолько высоким научным авторитетом, что ему, как маститому специалисту в области изучения Солнца поручили возглавить экспедицию Российской академии наук в Египет, наблюдать за солнечным явлением, которое выпадало на 30 августа 1905 года.

Donici_3

В 1908 году с финансовой помощью тетушки, не забывшей племянника, Николай Донич организует в Старых Дубоссарах свою частную, первую в Бессарабии обсерваторию. Сюда же, в 1919 году, после Октябрьской революции в России, когда Бессарабия уже стала частью Румынии, он переезжает с семьей и продолжает свои астрономические наблюдения. В частности, он обнаруживает, что у планеты Меркурий нет атмосферы. Тогда же Румынская академия наук, зная о больших заслугах Николая Донича в области астрономии, принимает его в почетные члены. Позднее это звание и заступничество ученых Франции, помогли Николаю Доничу в 1921 году отстоять имение в Старых Дубоссарах, которое попало в списки экспроприации, составленные румынскими властями. Экспроприяция для новоприсоединенных территорий носила бескомпромиссный характер, но тем не менее румынский король Фердинанд I пошел на уступки и лично отменил решение по имению Донича. И еще несколько лет – до начала 40-х годов, Николай Донич мог спокойно заниматься астрономией, не думая о хлебе насущном. Все хозяйственные заботы по имению взял на себя его зять.

Donici_5

Основным научным объектом обсерватории был спектрограф, разработанный накануне Первой мировой войны самим Николаем Доничем. В обсерватории он проводил дни и ночи напролет, наблюдая и фотографируя вспышки солнечного света и протуберанцы. Со временем он собрал бесценную коллекцию фотографий, иллюстрирующих активность Солнца.

Как пишет в своих воспоминаниях А. А. Байков – коллега Николая Донича, в 30-х годах прошлого века часто навещавший его в Старых Дубоссарах, “Николай Донич обладал счастливым характером, очень уравновешенным и веселым. Работать с ним было очень приятно”. Это мнение подтверждают и стародубоссарцы, еще помнящие Николай Донича. Георгий Ляху, 1925 года рождения, участник II мировой войны, вспоминает, что Николай Донич был очень отзывчивым и гостеприимным человеком. Посмотреть на его обсерваторию приезжали экскурсии из бессарабских учебных заведений, а гости в доме не переводились. За стол садилось не меньше 12 человек, причем больше половины – гости.

Donici_9

В начале 40-х годов прошлого века Николаю Доничу поручили восстановление обсерватории адмирала Урсяну в румынской столице. Потому война застала его в Бухаресте. Вернувшись ненадолго в Старые Дубоссары, Николай Николаевич обнаружил обсерваторию разграбленной, а уникальный спектрограф исчез. Позже отдельные части спектрографа Николай Николаевич обнаружил в подвале кишиневского Епархиального училища и использовал их для восстановления обсерватории адмирала Урсяну. Бухарест он покинул летом 1944 года, когда начались бомбардировки города, и перебрался в Германию, куда выехала его семья. Окончание войны Николай Донич вместе с женой встретил в Париже и здесь же начал вскоре работать в Парижской обсерватории. Когда послевоенная жизнь наладилась, Николай Донич несколько раз по заданию обсерватории выезжал в африканские страны, исследовать солнечные затмения и изучать зодиакальный свет.

Donici_4

О последних годах жизни Николай Донича известно мало. Даже дата смерти – 1956 год, ставится под сомнение. Известно, что Николай Николаевич страдал заболеванием предстательной железы, жил одиноко и скудно. Его жена уехала в Аргентину к дочери, чей муж работал заведующим фермой. Николай Донич переезжать в Аргентину отказался, и последние дни своей жизни провел в доме для престарелых южнофранцузского города Ницца.

От частной стародубоссарской обсерватории, знаменитой в 20-30 годах прошлого века на всю Румынию и даже за ее пределами, остался лишь небольшой земляной холмик, густо заросший травой. Сравнительно неплохо сохранилось здание усадьбы и два больших погреба, в которых при жизни астронома хранились измерительные и астрономические приборы. В здании усадьбы долгие годы располагалось правление колхоза. Перекраивая территорию имения под нужды правления, сносили строения, относящиеся к обсерватории, и возводили хозпостройки. Часть территории усадьбы теперь занимает детский сад. К самому зданию усадьбы пристроили дополнительный корпус, но основа – Г-образное строение усадьбы осталось таким, каким оно было при жизни молдавского астронома Николая Донича.

IM000254.JPG

Сохранилась и усыпальница семьи Доничей. Она находится позади православной церкви Старых Дубоссар. Церковь недалеко от усадьбы – пешком по центральной улице минут пять, не больше. Похоже, что усыпальница – гордость местных жителей, проект усыпальницы принадлежит самому Александру Бернардацци, знаменитому в те годы кишиневскому архитектору.

IM000245.JPG

Небольшой холмик три метра в диаметре. Все, что осталось от обсерватории Николая Донича.

В память о выдающимся астрономе в Старых Дубоссарах, на месте обсерватории установлен памятник. Обсерватория Молдавского госуниверситета носит имя Николая Донича. В кишинёвском райоңе Рышкановка именем Николая Донича названа улица. Астероид 9494 Donici назван в его честь.

Donici_7