Молдова, как она есть в кадрах фотографа Александра Венгера
Фотограф из Приднестровья Александр Венгер (в инстаграме @ven_alexx) снимает молдавские села, пейзажи, людей и природу, которые его окружают. Он наслаждается красотой в деталях и показывает Молдову и её жителей такими, какие они есть.
Я начал фотографировать в 2018 году. Тогда я еще учился в Тирасполе на третьем курсе в институте «предпринимательства и права» на менеджера. Правда, я уже тогда понимал, что это не мое и не буду связывать с этим свою жизнь. Мне и после школы не было понятно, чего я хочу. Подавал документы, лишь бы куда, а времени на раздумья не было. После окончания школы я осознавал, что во мне не было каких-то глубоких интересов к чему-то или четкого понимания себя. Да, мне нравилось рисование, но я не думал, что это что-то серьезное. В школе творческие предметы, вроде рисования или труда, не преподносились, как важные, скорее, как второстепенные. А ведь это может быть началом пути и раскрытия потенциала в человеке, если вовремя его разглядеть.
У меня был тогда период в жизни, когда чувствовал себя эмоционально и психологически плохо, а говорить о своих чувствах и проблемах не привык, да и не умел. Чтобы как-то себя отвлечь или даже эмоционально успокоить, я стал больше рисовать, заниматься рукоделием, а через некоторое время открыл еще одно важное для меня творчество – фотографию. Начинал, как любитель, снимал на телефон, купленный себе в том же году на день рождения.
Мое начинание было через природу. Я снимал пейзажи, городские и сельские окраины, цветы, кошек, да и если обобщить, всё самое милое и живое, а главное, красивое для меня. На камеру перешел спонтанно. У нас дома лежал без дела фотоаппарат Fujifilm FinePix F550EXR или, как говорят – мыльница. Немного с убитой батарейкой, которая держала не так уж и долго, но поснимать немного можно было. С ней я и начал раскрывать свой потенциал в фотографии. И так сложилось, что в моем окружении появлялось все больше и больше творческих людей, которые фотографировали и рисовали. Мне безумно это нравилось, словно я среди своих. Нравилось быть среди людей, где видят и чувствуют, нравилось делать то, что у меня получается. Слова поддержки придавали еще больше желания снимать. Тогда в моей жизни уже появилась моя собственная зеркальная камера Fujifilm FinePix S3 Pro и единственный, на тот момент, объектив – Nikkor 50mm f1.8.
После окончания университета я даже не знал, чем мне заниматься.
В одной руке камера, а в другой диплом, и как думаешь, что осталось лежать на полке? Можно сказать, что все свое свободное время посвящал хобби – много гулял и ездил на велосипеде по ближайшим селам, холмам, лесам и фотографировал. Был наедине с собой и природой. И так как мои вкусы совсем отличались от коммерческих фотографов, мне не нравилось снимать свадьбы и другие торжества, где можно спокойно зарабатывать себе на жизнь. Я понимал, что люблю совсем другое – ловить моменты, сюжеты, да и просто жизнь, которая меня окружает. Поэтому о заработке на моем виденье я мог тогда только мечтать.
Помню, как от безысходности, начал искать себе работу и чуть не устроился менеджером в Бендерскую типографию «Полиграфист». И с каждым днем чувствовал все сильнее, что я не на своем месте. Я понимал, что если сейчас меня устроят официально, то потом не смогу в любой момент уехать по своим нуждам или по какому-то проекту. И потом еще месяц, сидя дома без работы, думал о том, правильный ли выбор сделал.
А спустя время мне предложили поработать фотографом для проекта, связанным с поездками по населенным пунктам, к тому же с переездом в Кишинев. Я с большим энтузиазмом переехал и еще долго чувствовал эйфорию, от того, где нахожусь и чем занимаюсь. В Бендерах я мог только мечтать о том, чтобы ездить по Молдове, по селам, видеть разных интересных людей и снимать это все. Спустя ещё какое-то время мне предложили постоянную работу, связанную с фотографией.
Работая в том проекте, я открыл в себе интерес к уличной и портретной фотографии. Я стал чаще фотографировать людей на улице Кишинева, чего я не мог делать раньше из-за страха перед реакцией людей. Например, в Бендерах люди немного по-другому реагируют, где-то с подозрением, где-то агрессивно, словно я какой-то шпион. Разные ситуации бывали, мог просто сфотографировать что-то, а мужчина, подумав, что я снимаю его вцепился в меня и не давал покоя, пока не покажу, что он не попал в кадр. Просто фотоаппарат на шее привлекает взгляд людей и вызывает непонимание у них, зачем я вообще фотографирую. В Кишиневе таких случаев меньше или редкость, чтобы как-то агрессивно реагировали на меня, зависит думаю от того, где снимаешь. В любом случае, здесь словно мир другой или люди внутренне более свободны, да и жизнь по-другому протекает.
Бывает, что разговариваю с теми, кого сфотографирую на улице. Но как правило, мне не надо что-то спрашивать, люди сами начинают говорить, особенно пенсионеры. Им есть, что рассказать, и они нуждаются в общении, делятся своим жизненным опытом, воспоминаниями, говорят про детей, внуков, про свое хозяйство, работу или, о чем мечтают. В такие моменты я просто с удовольствием слушаю, а потом понимаю, что надо было записывать разговоры.
Как-то весной я гулял и увидел безумно милую бабушку. Я сразу же побежал к ней, мысль была одна, ну нельзя ее не запечатлеть. Конечно, она была в недоумении, зачем я сфотографировал ее и прошу сделать еще пару портретов, смущалась и задавалась вопросом «почему не пойду молодых девушек снимать?» Смешно, конечно, ответил ей: «они мне не интересны, я хочу сфотографировать вас». Гуляя так по Кишинёву, всегда можно найти какой-то сюжет или интересного человека. Так я увидел мужчину в возрасте, который что-то писал или сочинял в своем блокноте. Одно мгновение и прекрасный сюжет в кадре.
Как я и говорил, мне интересно ловить моменты, в которых ощущается целая история и кусочек жизни этого человека. В селах я люблю фотографировать все, как саму атмосферу жизни там, так и людей, бабушек и дедушек, какие они есть настоящие и простые. У меня сразу появляются приятные воспоминания из детства, так как мы часто ездили и проводили время у бабушки в селе. Иногда думаю, жаль, что тогда я не фотографировал, так бы было еще больше воспоминаний. Зато я делаю это сейчас.
У меня нет значимых или любимых снимков, мне нравится всё, что у меня получается и я нахожу умиротворение в том, что делаю.