Он просто выбрал жужжать: за что мы любим Джэйсона Стэйтема
В январе этого года на большие экраны вышел новый боевик с участием Джейсона Стэйтема «Убежище». В Молдове он стал доступен для широкой публики в феврале. Несмотря на карикатурный образ и как правило, однотипные, в плане жанров и ролей фильмы — Стэйтем не просто оказывается в центре внимания любителей мемов, но и завоевывает сердца зрителей, даже далеких от боевиков. Разбираемся, в чем феномен актера и почему он нам нравится.

Без претензии на величие
Свою профессиональную актерскую карьеру Стэйтем начал с криминальных комедий Гая Ричи. Сначала он сыграл в картине «Карты, деньги, два ствола», а потом в ленте «Большой куш». За годы съемок Джейсон совершил большой прыжок от «мелкого бандита» до «непобедимого спасителя мира». Но одно осталось неизменным – отличная самоирония и умение посмеяться над собой. В фильмах Гая Ричи это может быть очевидно еще на старте за счет изначально заявленного жанра, но в том же «Пчеловоде» остается место для сомнений — это ирония или они серьезно.

Первый «Пчеловод» вышел в январе 2024 года, а за пару месяцев до него — фильм Ридли Скотта «Наполеон». Эти две картины, конечно, не стоит сравнивать между собой, но есть одна вещь, с которой трудно поспорить — если фильм с абсурдными моментами снят с претензией на серьезность и величие, то любой боевик выиграет на его фоне. Так получилось и с «Пчеловодом», где Джейсон просто «выбрал жужжать», пока британцы нелепо высмеивали французов в серьезном кино. Эту же разницу видно и на примере сайтов с рецензиями, вроде Rotten Tomatoes, где у «Пчеловода» 71% и 92% процента одобрения зрителей, а у «Наполеона» — 58%.
Зрителей в боевиках с Джейсоном Стэйтемом подкупает его органичность: он гармонично вписывается туда своим образом и при этом своей простотой оставляет место, чтобы посмеяться и не задохнуться от пафоса, который зачастую следует рука об руку с жанром боевика.
«Многое в нем нелогично, абсурдно, нелепо, но именно это делает его таким guilty pleasure и одним из лучших фильмов Стэйтема и Эйера».
«Пчеловод» четко знает, что это за фильм, и не пытается это скрыть».
«Это было бы смехотворно, если бы не было так весело. Стэйтему удается играть так, будто он осознает всю абсурдность происходящего и одновременно предан этому делу».
Из рецензий на Rotten Tomatoes на фильм «Пчеловод».
Но даже если и этого недостаточно, чтобы поверить в отличную самоиронию Джейсона, можно посмотреть «Шпиона», а потом бэкстейдж к нему и вопросы отпадут сами собой. Стэйтем ничуть не уступает королеве камеди Мелиссе Маккартни и без стеснения высмеивает образ героя, которого он обычного играет — непобедимого, неубиваемого и незаменимого.
Яркая внешность и гармоничный для боевиков типаж
Можно искать в сюжете дыры, а можно считать дыры в телах противников, которые Стэйтем ловко оставляет по ходу любого своего фильма. И именно это, наверное, важнее в работах Джейсона. Можно не пытаться вникать в сюжет, он повторится в следующем фильме, но зато есть возможность оценить сцены с драками и перестрелками, которые у него получаются хорошо и эпично.

Годы занятий спортом, или же постоянная работа в одном и том же амплуа дают о себе знать и экшен-сцены выглядят легко, естественно и иногда даже физически неприятно. Так что для жанра боевика — Стэйтем со своей работой справляется отлично.
«Опять же, в них нет ничего сложного или особенного, как и в «Пчеловоде». Но именно Стэйтем — ключ к тому, чтобы все это сработало. В этом плане он похож на Лиама Нисона или Дуэйна Джонсона: все его персонажи сливаются воедино, несмотря на разный слой краски, и при этом вы не устаете наблюдать за ними. Стэйтем действительно лучше всех справляется с подобными ролями. В его ролях чувствуется холодная, сосредоточенная энергия, излучающая опасную уверенность».
Из рецензий на Rotten Tomatoes.
Стабильность
В наше нестабильное время, когда опасения вызывает не только общая обстановка в мире, но и сфера развлечений, где запустили моду на ремейки, сиквелы, приквелы и перезапуски давно законченных и богом забытых проектов, Джейсон Стэйтем дарит ту нужную и потерянную стабильность.
Пока Disney раз за разом оправдывает все плохие ожидания насчет качества переснятого легендарного мультфильма, идя в кино на новую работу Стэйтема, вы одновременно ничего не ожидаете и в то же время уже четко понимаете, что именно вас будет ждать. Скорее всего — типичный сценарий, похожий на прошлые работы, крутой Джейсон, который спасает мир, диалоги, которые можно разбирать на цитаты и абсолютная уверенность, что авторы специально создали полтора-два часа веселья и умиротворения, не пытаясь казаться серьезными.
Можно было бы сказать, что это стагнация, но в случае со Стэйтемом это целенаправленная тактика — у него есть план и он его придерживается.
«Многие персонажи, которых я играю, в чем-то похожи. Мне часто дают физические роли, потому что я могу это делать, и в этом есть подлинность. Поэтому я обычно держусь этого», — Джейсон Стэйтем в подкасте Jim and Sam Show.
Просто выбрал жужжать
И, наверное, важнейшая черта Джейсона, которая и подкупает — его честность. Он не пытается казаться лучше, чем он есть и не претендует на звание актера категории А.
«Я не какой-то театральный актер, который умеет, как хамелеон, вживаться в разные роли. Я попал в кино просто потому, что оказался в нужное время в нужном месте. Я работал на улице, продавал украшения, и меня буквально вытащили из безвестности в киноиндустрию. Так что это не история про годы оттачивания мастерства, работу над акцентами или притворство — знаете, все эти фразы про «работу над ремеслом»… это ко мне не относится. Я просто принимаю то, в чем я хорош. Ну, или, возможно, не особо хорош ни в чем — но я принимаю то, в чем чувствую уверенность, и стараюсь двигаться в этом направлении. Главное — быть уверенным и чувствовать себя комфортно. Думаю, это самая важная часть. Тогда ты просто расслаблен, тебя ничего не пугает, и, мне кажется, именно поэтому у тебя что-то получается», — Джейсон Стэйтем в подкасте Jim and Sam Show.

Пока на экране Джейсон в одиночку может избавиться от группы спецназа и наводит шорох в стране, в жизни он спокойный, неконфликтный, любящий муж и отец. Их отношения с моделью Роузи Хантингтон-Уайтли, длинной в 16 лет, попадают под категорию тех, про которые многие зумеры и миллениалы сказали бы — «если они расстанутся, я перестану верить в любовь». Но может это и делает его схожим с теми персонажами, которых он играет — живи тихо, не бросай своих и «просто жужжи».