Актер и сценарист Яков Грибиненко о создании независимого кино в Молдове, съемках в зарубежном фильме и о периодах отчаяния
Молдавский актер, режиссер и сценарист Яков Грибиненко больше 10 лет играет в театре и занимается постановкой спектаклей, параллельно снимая независимое кино. В 2024 году Яков принял участие в съемках зарубежного фильма, которые проходили на Кипре. А сейчас у него в разработке находятся сразу три независимые картины. Яков рассказал в интервью о том, с какими трудностями они сталкиваются при создании фильмов в Молдове, как он успевает совмещать роли актера, режиссера, сценариста и педагога и почему был готов закончить с кино.
Яков, расскажите, как вы начали свой путь в кино и театре. Что вас вдохновило пойти по пути актера?
Честно говоря, не то, чтобы что-то меня вдохновило. Я со школьной скамьи играл на сцене. И на сцене мне порой комфортнее, чем в жизни. Может быть, поэтому я и стал актером.
В театре я начал работать еще на первом курсе театрального факультета. Наш факультет был при Государственном театре «С Улицы Роз». После первых экзаменов, на которых я сдавал самостоятельные актёрские отрывки, мой мастер и главный режиссер театра Юрий Хармелин взял меня в новую постановку. В спектакль «Америка России подарила пароход», да еще и на главную роль – провинциального юного паренька Романа, влюбившегося в зрелую женщину.
У вас не было сомнений по поводу прибыльности или важности такой профессии в Молдове?
Сомнения были конечно. Ведь я год отучился на юридическом факультете, прошел военную кафедру. Собирался идти в полицию в будущем, но понял, что без сцены я не смогу жить и решил все же поступить на театральный. Но бывают периоды отчаяния и кризиса. Я не раз хотел бросить и уехать работать за границу. Когда у тебя двое детей, ипотека, кредиты – ты перестаешь порхать, становишься постоянно озабоченным мыслью, как прокормить семью, в особенности, когда условия для жизни в нашей стране все хуже и хуже.
Ваша карьера охватывает сразу несколько ролей в киноиндустрии. Как вы умудряетесь играть в кино и театре, писать сценарии к фильмам и снимать их, и параллельно еще и преподавать?
Самое главное во всем этом – держать гармоничный баланс. И это у меня стало получатся только сейчас. Я проработал в театре «С Улицы Роз» 11 лет. В этом месте я стал актером, творческой личностью. Но со временем нагрузка стала слишком велика. Последние годы я был занят практически во всем репертуаре, и у меня ни на что больше не было времени. И из-за того, что я был постоянно загружен детскими и взрослыми спектаклями мои фильмы и сценарии получались наспех. Просматривая их сейчас, я понимаю, что наделал кучу ошибок. Я ушел из театра «С Улицы Роз» и с этого года работаю в театре им. А. П. Чехова, где благо времени стало больше. Мне вообще тесно быть просто актером. У меня есть очень многое, что хочется сказать людям. У меня многое, что болит внутри. Поэтому я и сценарист, и режиссер, и продюсер, и педагог. Еще бы научиться на этом всем зарабатывать.
Каким проектом вы гордитесь больше всего?
Не поверите – никаким. Это не потому, что я набиваю себе цену скромности. Я очень самокритичен. Я горжусь своими шишками, шрамами, ранами, сделанными во время творческого пути. Я создал восемь фильмов, но в каждом вижу много неисправностей. Весной в кинотеатрах выходит полнометражный фильм «Турчанка» режиссера Афанасия Склифоса, в коллаборации BessarabKino и BizSamurai production. Мы создавали этот фильм полтора года. И до сих пор идут досъемы. Я в этом фильме занял миллион должностей: сценарист, актер, креативный продюсер, постановщик боевых сцен, кастинг-директор. Вот надеюсь, я уже буду наконец гордиться. И этот фильм основан на моем лично опыте, и наконец-то он не связан с военной тематикой.
Какие молдавские фильмы, из вашего послужного списка и не только, вы бы посоветовали посмотреть тем, кто не знаком с молдавским кинематографом? И почему?
Из моих фильмов, что бы я посоветовал? Как ни странно, но один из первых – «Продкомиссар» 2018 года, режиссер Максим Баралюк. Я в нём выступил сценаристом, кастинг-директором, сопродюсером, художником по костюмам и сыграл в нем главную роль. На мой взгляд, эта история очень интересная, трогательная и актуальная. А именно на этих трех аспектах держится любое хорошие кино. Но хороший «Продкомиссар» или нет – судить зрителю. А из молдавских фильмов посоветовал бы «Carbon» Иона Борша, «VARVARA» Анатолия Дурбалэ, «Omul Fără Linia Vieții» Адрианы Васильков. Эти фильмы очень высокого качества и ничуть не уступают фильмам Запада или России.
Вы принимаете участие в молдавских проектах, а не так давно участвовали в съемках на Кипре. Чем отличается молдавский кинематограф от зарубежного? Чего нам не хватает?
Вы знаете, меня практически не зовут в молдавские фильмы. Мне от этого, конечно, больно. А ведь его у нас снимают очень даже достаточно. Посмотрите, сколько премьер повыходило за 2024 год. Я посмотрел четыре молдавских сериала. Но не в одном из этих фильмов я не снялся. Скажу больше, даже на кастинги не приглашали. Разве что сыграть эпизоды без слов в каких-то некоммерческих артхаусных фильмах, но я эти фильмы так и не увидел. Но вот в нашумевшие меня не звали. При том, что я говорю и на русском, и на румынских языках.
Единственное, чем могу гордиться, сейчас идут съемки масштабного сериала «Jackals», режиссер Игорь Кобылянский. Я там сыграл маленький эпизод – играл капитана таможенной службы. Один съемочный день был. Я всегда мечтал поработать с Кобылянским, ведь он первый наш режиссер, который добился такого признания на международном уровне. Пару часов счастья на сьемках такого масштабного и амбициозного проекта меня воодушевили, но потом снова затишье.
Все это отчасти и побуждает меня снимать самому. У меня комплекс, что мне не дают ролей в кино, поэтом я пишу их себе сам. Вот и в американский фильм «Entropy» я попал на эпизод. Но это огромная честь и удача.
Чем отличается молдавский кинематограф от зарубежного? Я не могу вам сказать. Повторюсь, в съемочный процесс наших нашумевших фильмов, я не попадал. А если сравнивать с моими партизанскими фильмами, снятые за «бобы», то тут и сравнивать не буду. Получается мне сразу посчастливилось попасть с низов на бал. Уровень высочайший и отношение ко мне было прекрасное, как будто я Хоакин Феникс или Леонардо ДиКаприо. А ведь у меня всего две реплики, я в основном в роли молчаливого американского копа. Но отношение прелестное. Масштабы съемок другие. Машины взрываются, полно специалистов, сложнейший экшн, совершенно другой бюджет.
Где вы находите ресурсы на съемки? Помогает ли вам государство или все делается собственными силами?
У меня был тяжелый период сейчас. Я готов был выпускать «Турчанку» сырую. Просто выбросить в открытый доступ и закончить с кино. Я понял, что, занимаясь этим восемь лет уже, отдавая себя полностью, я прихожу из раза в раз в производственный ад и тупик. Но мы познакомились с Павлом Сидоренко — предприниматель и продюсер, основатель BizSamurai production, автор известного телевизионного проекта «Кредо героя». У нас возникла химия и он фактически спас фильм. Мы объединили усилия и заканчиваем его вместе. Теперь у нас у обоих нет денег на фильм. Но Павел, как генеральный продюсер, выстраивает очень перспективную дальнейшую схему развития. А государство не помогает. Слава Богу и не мешает.
Какие у вас сейчас планы и какие проекты ждать в будущем?
Мои творческие планы тесно связаны с BizSamurai production и продюсером Павлом Сидоренко. У нас в производстве три фильма сейчас, в которых я выступаю в качестве сценариста, креативного продюсера, кастинг-директора и актера.
«Турчанка», режиссера Афанасия Склифоса, выйдет весной. «Стёпа and Massachusetts» и «Танец Левиафана», режиссера Павла Сидоренко, находятся на стадии препродакшена.
Ну и в театре им. А. П. Чехова у нас выходит премьера спектакля «Турандот», режиссера Романа Малай. Это комедия – импровизация, которой в Кишиневе еще не было. Я играю роль первого канцлера Тартальи.
Фото: из личного архива Якова Грибиненко