«Сама виновата» или «А, что ты сделала, чтобы этого не произошло»: что такое виктимблейминг и почему мы оправдываем преступников
Telegram

«Сама виновата» или «А, что ты сделала, чтобы этого не произошло»: что такое виктимблейминг и почему мы оправдываем преступников

Ежегодно 24 апреля в мире отмечает Denim Day — День поддержки жертв сексуального насилия. Эта традиция появилась в Риме в 1998 году, когда 18-летнюю девушку изнасиловал инструктор автошколы, а судьи оправдали его, потому что посчитали, что девушка была согласна на секс, так как в момент изнасилования на ней были узкие джинсы, которые насильник не смог бы снять без ее помощи. На следующий день все женщины-депутаты итальянского парламента в знак несогласия с решением суда пришли на работу в джинсах. С тех пор ежегодно в этот день активисты привлекают внимание к проблемам и стереотипам, с которыми сталкиваются жертвы сексуализированного насилия.

Позднее в 2017 году, на фоне скандала вокруг продюсера Харви Вайнштейна, обвиняемого в сексуализированных преступлениях, широкую известность получило движение MeToo. И хотя оно стало делать то, о чем годами пытались замалчивать и на что закрывали глаза, у движения все еще много критиков. Кто-то винит активистов в неработающей «культуре отмены», под «руку» которой может попасть, кто угодно. Другие же просто считают, что говорить не о чем и жертва «сама виновата».

Обвинения в адрес жертв прилетают и в делах о домашнем насилии. Сейчас в Казахстане проходит одно из самых громких дел, связанных с домашним насилием. Экс-министр нацэкономики Куандык Бишимбаев восемь часов до смерти избивал свою жену Салтанат Нукенову в ресторане. На суде он оправдывается тем, что Салтанат пила, вела себя неадекватно и агрессивно, и вообще он только пару раз пнул ее по бедру и дал пару пощечин. И хотя большинство людей уверены, что Куандыку должны вынести пожизненный приговор,  находятся и те, кто считает, что Салтанат сама виновата и своим поведением заслужила то, что с ей произошло. Поэтому рассказываем, что такое виктимблейминг, откуда он берется и почему он вредит не только жертвам, но и тем, кто их обвиняет.

Что такое виктимблейминг?

Термин происходит от английских слов victim — «жертва» и blaming — «обвинение». Это явление, когда люди полностью или частично перекладывают вину на жертву, а преступнику находят оправдания. Впервые термин ввёл психолог Уильям Райан в книге «Обвинение жертвы» в 1971 году. Он определял виктимблейминг как оправдание неравенства за счёт обличения недостатков жертв неравенства.

Почему люди склонны обвинять жертву, а не преступника?

В основе виктимблейминга нередко лежат психологические механимы. Среди них — когнитивное искажение под названием «феномен справедливого мира», сформулированное Мелвином Лернером. Это естественное желание человека оградить себя от неуправляемого мира. Когда ты можешь найти логическое объяснение – кажется, что можно упорядочить весь хаос: «Если я хороший, ничего плохого со мной не случится. А если случилось, значит сам виноват был».

Условно проще жить, если виновата жертва. Тогда можно подумать, а что она сделала и чего не стоит делать мне? Например, не гулять допоздна, не носить яркую или короткую одежду, не пить и не ходить на вечеринки, а лучше вообще не выходить из дома без надобности. И тогда, если все это соблюдать, то ничего плохого не случится. Правда есть нюанс, это может и позволяет контролировать свою жизнь, но это не контролирует жизни и мотивы тех, кто решил изнасиловать или избить. Поэтому, когда жертва сталкивается с жестокой реальностью, снова начинают думать, что это именно они сделали что-то не так. И если правонарушитель не получил по заслугам, значит, общество не считает его неправым, тогда проблема во мне и я заслужил(а) то, что произошло.

В 2013 году глава Центра по предотвращению сексуальных преступлений в Канзасском университете и руководитель программных инициатив Центра по контролю над изнасилованиями при Университете придумали арт-проект – выставку «Во что ты была одета?». Главными экспонатами стали предметы гардероба 18 человек, которые были на них в момент насилия. Тут можно было увидеть все, что угодно — купальник, сексуальное красное платье, футболки, оверсайз одежду и даже детские вещи.

«Не одежда становится причиной изнасилования, а намерения насильника», — подчеркивает Джен Брокмэн, глава Центра по предотвращению сексуальных преступлений в Канзасском университете.

«Сарафанчик. Спустя несколько месяцев мама стояла перед моим шкафом и жаловалась, что я больше не ношу платья. Мне было шесть».

Жертв обвиняют и в том, что они не сделали достаточно для предотвращения преступления. Например, не ушли от партнера после первых признаков нестабильности в отношениях или не прекратили общение с навязчивым собеседником, следующим по пятам во время прогулки.

Например, когда речь заходит о домашнем насилии, куда чаще можно услышать: «почему просто не ушла?», «наверное сделала что-то, спровоцировала», «не может же он просто так ударить», «а что, сразу не могла понять, какой это человек?». И в этом случае тоже проще обвинить жертву, думая, что все легко решается – достаточно просто уйти. И неважно, что есть эмоциональная или экономическая зависимость от человека, с которым возможно уже есть дети, который стал чуть ли не самым близким. Если думать, что из таких отношений можно «просто уйти», то сразу как-то легче становится, будто снова все в твоих руках и ты сам все контролируешь.

А иногда происходит и нормализация насилия, когда люди настолько к нему привыкают, что считают его нормальным или даже неизбежным явлением. Такое часто встречается в патриархальных семьях, где муж может избить жену, а она продолжит верить, что между ними любовь. Эта проблема во многом связана с воспитанием: если девушка в детстве наблюдала похожую картину в своей семье, она может считать, что так и должно быть. К этому примешиваются и другие ментальные проблемы и установки, которые мешают трезво оценивать ситуацию.

Виктимблейминг в Молдове

Из большого материала NewsMaker «Как обращаются с жертвами изнасилования в Молдове» следует, что около 70% жертв сексуальных преступлений не обращаются в полицию, потому что боятся предать случившееся огласке. И легко можно понять почему. Одна из подзащитных адвоката La Strada Анны Нани обратилась в полицию через несколько дней после изнасилования. Следователи не поверили женщине, потому что не осталось прямых доказательств изнасилования. В полиции нередко обвиняют самих жертв, в то время как им приходится раз за разом рассказывать свою историю. Сначала заявление, потом показания, экспертиза, расследование и очная ставка, чтобы в конце концов преступник не понес наказания или отделался небольшим сроком. И это в том случае, если жертва не пойдет на мировое соглашение из-за давления со стороны обвиняемого. Из того же материала NM известно, что 80% дел об изнасилованиях прекращают из-за мирового соглашения.

В январе этого года в Locals обратилась девушка, ставшая жертвой эмоционального насилия и преследования. Она захотела поделиться своей историей и осветить проблему равнодушия среди правоохранительных органов.

«Осуждение и виктимблейминг прослеживаются у всех, даже у самых лояльных слушателей: «почему молчала», «зачем терпела», «сама виновата». Когда я ещё в первый день была в полиции, одна сотрудница говорила: «какое заявление? зачем? забрал телефон – отдаст, преследует – все зависит от тебя», намекая, что я плохо объясняла».

Она поделилась своей историей анонимно, потому что реакция людей зачастую не поддерживающая, а обвинительная. И это не добавляет жертвам желания рассказать о своем травмирующем опыте, а наоборот в очередной раз показывает, что лучше молчать, потому что «сама виновата».

Что можно почитать и посмотреть на эту тему?

Видео

Маша Богданова «Виктимблейминг на реальных примерах»
Teen Vogue «Каково это — подвергнуться кибербуллингу как жертва сексуального изнасилования»
Регина Тодоренко «А что я сделала, чтобы помочь?»

Фильмы

«Обвиняемые» (1988)
«Последняя дуэль» (2021)
«Девушка, подающая надежды» (2020)
«Когда ангелы спят» (2017)

Книги

Диана Сандреева «Ты не виновата: почему домашнее насилие – это не про любовь»
Джессика Тейлор «Почему женщин винят во всем»
Дебора Туэрхаймер «Обвиняя жертву. Почему мы не верим жертвам и защищаем насильников»

Куда обращаться за помощью

Ранее у нас выходила небольшая подборка из материалов с психологами, которые публиковались на Locals. Там можно узнать о разных видах насилия, в чем это проявляется и самое главное, куда обращаться за помощью, если столкнулись: с домашним насилием в отношении детей, эмоциональным насилием, буллингом в школе или оказались в абьюзивных отношениях.

Telegram

Что ещё почитать:

В Молдове увеличилось количество случаев насилия из-за экономического кризиса, пандемии и кризиса с ...
Несогласные с тюремным заключением матери пятерых детей опубликовали в интернете петицию в ее поддер...
В Молдове проходит "Джинсовый день". Это кампания против сексуального насилия
Молдова присоединилась к международной кампании против сексуального насилия "Denim Day"
Цифра дня: сколько женщин в Молдове погибли в результате насилия за год
Цифра дня: сколько случаев сексуального насилия над подростками было зафиксировано в Молдове в 2023
В Кишиневе прошла акция в поддержку убитой беременной девушки
Активисты #MeToo требуют добавить пояснительные таблички к сексистским работам Пикассо и Гогена
Подростки стали в два раза чаще обращаться за помощью в связи с сексуальным насилием в сети
Цифра дня: сколько детей подверглись сексуальным домогательствам в интернете