Артем Компан, администратор Gas and Electricity Trading: «Мы готовы принимать участие в диалоге по открытию рынка, и мы просим власть прислушиваться к тому, что мы говорим»
Артем Компан, администратор Gas and Electricity Trading: «Мы готовы принимать участие в диалоге по открытию рынка, и мы просим власть прислушиваться к тому, что мы говорим»
Перед новогодними праздниками мы стали свидетелями публичной баталии между новым поставщиком газа Nordgaz Furnizare и Национальным агентством по регулированию энергетики (НАРЭ). Компании, которая публично обещала поставлять газ для Гагаузии, Тараклии и Оргеева по цене 10,25 леев за кубометр, что почти на 8 леев дешевле той цены, которую молдаване платят за газ «Молдовагазу», НАРЭ приостановила лицензию и обвинила в отсутствии у нее газа. Чтобы выяснить был ли у Nordgaz Furnizare газ по 10,25 леев мы обратились к компании-посреднику, название которой неоднократно всплывало в схеме поставок газа для Nordgaz Furnizare, а именно немецкой компании Gas and Electricity Trading GmbH. Среди учредителей этой компании назывались Наталья и Елена Френкель, Артем Компан. Украинские коллеги помогли нам связаться с Артемом Компаном и задать накопившиеся вопросы.
– Артем Компан, можете прояснить, как вы связаны с GasandElectricityTrading?
– GasandElectricityTrading – это наш семейный бизнес, который я развивал последние годы параллельно с работой в Украине. Основное направление бизнеса -трейдинг газа и электроэнергии на европейских рынках. На сегодня мы имеем экспертизу, когда и как покупать газ на европейских рынках, чтобы не переплачивать.
Изначально у меня был план развивать поставки газа из Европы в Украину. Но после полномасштабного вторжения рф в Украину обстоятельства изменились. Из-за разрушений и остановки бизнесов, особенно на востоке и юге Украины, произошло значительное сокращение потребления газа. Вопрос его импорта в Украину сейчас не актуален. Поэтому мы смотрим на соседние рынки. И конечно, смотрим на Молдову.
– Почему была выбрана такая сложная схема поставки газа в Молдову? Турецкая компания покупает газ у немецкой компании и продает его молдавской компании NordgazFurnizare?
-Что касается нашего контракта с турецкой компанией ZEN SOLAR ENERJY, то ее представители обратились к GET еще летом с запросом законтрактовать определенный объем газа на отопительный период. И мы нашли ресурс в нужном объеме и по цене, которая их устроила, и которая соответствовала рыночной цене.
Однако еще до этого контракта с ZEN SOLAR мы уже имели опыт работы в Молдове. В прошлом году мы поставляли газ в страну по контракту с другим поставщиком.
Молдова является понятным для меня рынком со схожими механизмами (с Украиной – прим.). Это рынок молодой, но с большими перспективами. Мы первое время хотели зайти на этот рынок, получить лицензию на поставку газа конечным потребителям. Но из-за моратория на выдачу новых лицензий, мы не смогли этого сделать.
– Историю с дешевым газом для Гагаузии журналисты связывали с олигархом Иланом Шором, который уже не первый раз обещает жителям Молдовы дешевый газ. Связаны ли Вы с Иланом Шором или его партией?
– Ни наша компания, ни я лично никоим образом не связаны с Иланом Шором. Я даже не знаю кто это. Я занимаюсь исключительно бизнесом, а в политику вмешиваться не имею ни малейшего желания.
– Газ, который вы поставляете – это российский газ?
– Мы продаем газ, который был легально приобретен на европейских рынках, с соблюдением европейского законодательства. Все сделки, которые мы заключаем, они подпадают под требования директивы REMIT. Тот газ, который мы поставляем для Молдовы, мы приобретали в украинской подземке (подземных хранилищах газа – прим.).
– В Украине до нападения России вы возглавляли крупнейшего поставщика газа – компанию «ЙЕ Энергия». Основным бенефициаром этой компании является украинский миллиардер Дмитрий Фирташ. Украинские СМИ относят его к сторонникам экс-президента Виктора Януковича. Что вас связывает сегодня с Дмитрием Фирташем и Виктором Януковичем?
– После возвращения в Украину в 2013 году несколько лет я возглавлял бизнес поставки газа, который являлся частью GroupDF (Группа компаний Дмитрия Фирташа), работал в компании «ЙЕ Энергия», бенефициаром которой является Дмитрий Фирташ.
Мой контракт как директора «ЙЕ Энергии» закончился с июня 2022 года. Таким образом можно сказать, что с июня 2022 года мое сотрудничество с GroupDF завершилось.
Я хочу, чтобы вы понимали, что в Украине, например, невозможно было получить опыт в сфере распределения и поставки газа, который я получил, не работая в компаниях GroupDF. Также как нельзя было получить опыт в распределении и поставке электроэнергии, не работая, например, в компаниях Группы DTEK. Так как это были ключевые игроки на данных рынках.
С бывшим президентом страны Виктором Януковичем меня вообще ничего не связывает. Я никогда не имел ни личных, ни рабочих контактов с ним. Это абсурдное обвинение.
– Чем вы занимаетесь после ухода из газового бизнеса Дмитрия Фирташа? Какие бизнес-проекты развиваете?
– Сейчас занимаюсь развитием несколько перспективных направлений, и все они связаны с энергетикой. Моя команда изучает рынки стран Европы и возможности выхода на них с определенными проектами. Прежде всего, это трейдинг газом и электроэнергий. Но есть и другие проекты, связанные с розничной продажей энергоресурсов. Рынок розницы для населения – это один из самых сложных сегментов рынка. Не все игроки хотят идти работать в розницу. В оптовом сегменте бизнес более понятный и требует меньших инвестиций. Но учитывая имеющийся у меня опыт, я вижу большие перспективы именно в розничном сегменте для населения.
О ситуации вокруг NordgazFurnizare
– В конце года НАРЭ приостановила лицензию компании NordgazFurnizare, для потребителей которой вы закупали газ по контракту с турецкой ZEN SOLAR ENERJY. Вокруг этой ситуации возникло много шума. НАРЭ обвинила компанию в том, что танезаконно отбирала газ из трубы. В ответ NordgazFurnizare обвинила НАРЭ в нарушении законов и Vestmoldtransgazв бездействии и игнорировании ее писем и платежей. Что вы можете сказать по этой ситуации?
– Я внимательно слежу за этой ситуацией, виделмесседжи компании про блокирование ее деятельности и про то, что компания направила жалобу на НАРЭ и на оператора газотранспортной системы в Energy Community. Что касается жалобы, я ознакомился с ее содержанием (текст жалобы был опубликован рядом сайтов – прим.) и могу сказать, что описанные в жалобе действия Vestmoldtransgaz и НАРЭ подрывают основы свободного рынка газа. Такого не должно происходить на рынке, который работает по европейским стандартам и правилам. И НАРЭ, и Vestmoldtransgazдопустили значительные имиджевые риски в ситуации с NordgazFurnizare.
Как я понимаю эту ситуацию – идет полная поддержка определенной монополии со стороны регулирующих органов и оператора ГТС.
– В связи с этим какова дальнейшая судьба вашего контракта с турецкой ZEN SOLAR ENERJY?
– Контракт все еще действующий. Если будут заявки от контрагента – мы готовы будем их выполнять.
– Планируете ли вы работать с другими поставщиками в Молдове?
– Если бы к нам обратился, например «Молдовагаз», мы бы могли поставить для них ресурс как минимум на 100 евро дешевле, чем цена, по которой они покупают газ у Energocom.
– Что вам известно об этом контракте?
– Меня удивляет то, какой способ закупки газа для потребностей всей страны был выбран. Такие крупные закупкидолжны проходить через тендерные процедуры с выбором наилучшего предложения. Есть большое количество компаний, которые готовы были бы поставить «Молдовагаз» ресурс. Но для этого должны действовать прозрачные механизмы. И тогда потребители в Молдове смогут получить газ по более низкой цене.
Если бы в Украине «Нафтогаз» (аналог «Модовагаз» – прим.)закупал газ дороже рынка – это стало бы предметом разбирательств с боку правоохранительных органов.
О проблемах на рынке газа Молдовы
– Какие проблемы вы видите на рынке газа Молдовы?
– На вашем рынке есть монополист – «Молдовагаз» – и он имеет исключительное право продавать газ в Республике Молдова. Эта компания является гарантированным поставщиком от государства.
Такой субъект как «гарантированный государством поставщик» есть в практике большинства европейских стран. Он выставляет высокую цену на газ, но дает гарантию, что потребитель не останется без ресурса. Предполагается, что потребитель, попав на поставку к гарантированному поставщику,не захочет оставаться там долго, и будет искать себе другого рыночного поставщика с более низкой ценой.
Но в Молдове люди пока не привыкли выбирать поставщика газа и бояться что-либо менять. Все потому, что рынок газа Молдовы долгое время был закрыт. Поэтому практически все потребители находятся на поставке у «Молдовагаз».
Со временем, на рынок выйдет больше поставщиков, появятся альтернативные ценовые предложения и альтернативные сервисы.
Сегодняшняя ситуация, когда любой другой поставщик, кроме «Молдовагаз», готов поставлять газ по цене ниже регулируемой, наглядно иллюстрирует преимущества открытого рынка газа для жителей Республики Молдова.
Цена «Молдовагаз» – это только одна проблема. Есть еще одна важная проблема – тариф на распределение газа. То, что я вижу, он очень высокий. Также как и в Украине, в Молдове существует социальная несправедливость – стоимость услуги распределения в разных регионах страны значительно отличается.
Потребители «Чимишлия-газ» платят 7,2 леев за распределение одного куба, а «Орхей-газ» и «Унгены-газ» – 6,4 леев. В то время как потребители «Кишинев-газа» платят почти в 3 раза меньше. Этот тариф влияет на окончательную цену газа для потребителя. И получается, что в ряде регионов она запредельно высокая. Эту проблему можно решить.
У меня есть большой опыт работы в операторах газораспределительных сетей в Украине, и я был участником многих процессов – открытия рынка газа сначала для бизнеса, потом и для населения, анбандлинга операторов распределительных сетей и поставщиков. Это отдельная тема для разговора. Но многие из проблем, которые сегодня стоят перед Молдовой, мы уже решили в Украине. Их можно решить и в Молдове. Было бы желание у монополиста«Молдовагаз» идти в реформы и что-то менять.
– Перед Новым годом парламент Молдовы принял новый Закон о рынке газа. Что вы можете сказать об основных новшествах этого закона?
– К сожалению, он узаконит решение Комиссии по чрезвычайным ситуациям о взимании платы с потребителей газа, которые хотят перейти от «Молдовагаз» к любому другому поставщику.Это абсолютно незаконное решение, которое противоречат европейскому законодательству. Заставлять потребителей, которые хотят сменить поставщика газа, платить текущему поставщику за «выход из рабства» – это правовой нонсенс, который должен быть устранен.
Для европейского рынка такие вещи неприемлемы, также как и непрозрачная закупка газа монополистом.
– С чем вы связываете позитивные изменения для жителей Молдовы?
Недавно Европейский совет принял решение начать переговоры с Украиной и Молдовой о вступлении в Евросоюз. Я считаю, что это очень понятный сигнал для властей двух стран начать воплощать обещанное.
Мы готовы принимать участие в диалоге по открытию рынка, и мы просим власть прислушиваться к тому, что мы говорим, так как именно бизнес лучше понимает потребности потребителя.
ФОТО ПРЕССЛУЖБИ “ЙЕ ЕНЕРГІЯ”