17 августа 2024

10 лучших фильмов нулевых, определивших первое десятилетие XXI века

Кинопортал Indiewire опубликовал список из 100 фильмов, определивших первое десятилетие XXI века. Рассказываем про топ-10, который можно пересмотреть или посмотреть впервые в эти выходные.

Полный список лучших фильмов нулевых можно посмотреть по ссылке.

1
«Искусственный разум» (2001) Стивена Спилберга

Фильм с Хейли Джоэлом Осментом в главной роли. Его назвали не только величайшей картиной десятилетия, но и «самым убийственным фильмом своего столетия».

В будущем мире вырвавшегося из-под контроля глобального потепления и пугающих достижений науки, смертные живут бок о бок с удивительными и сложными роботами. Но когда продвинутый прототип робота-ребенка по имени Дэвид программируется на проявление бескорыстной любви, члены его человеческой семьи оказываются неготовыми к последствиям такого чувства.

Неожиданно Дэвид оказывается один в странном и опасном мире. С помощью уличного робота Дэвид пускается в поиски загадки своего собственного происхождения.

«Искусственность их эксперимента уступает место самой истинной из истин: Любовь не существует вопреки времени – любовь и есть вопреки времени. И как Дэвид, фильм, который снял о нем Спилберг, не постареет ни на день».

2
«Один и два» (2000) Эдварда Янга

Драму тайваньского режиссера отметили за монументальность и нежную интонацию. В главных ролях снялись У Няньчжэнь и Элейн Цзинь.

ЭнДжею уже за сорок, и он встревожен. Вдобавок к проблемам на работе его семья превратилась в клубок проблем — теща в коме, жена переживает душевный кризис, дочь впервые влюбилась, а сын слишком мудр для своих восьми лет. Внезапная встреча с давней возлюбленной Шерри, которую ЭнДжей бросил много лет назад, дает ему шанс начать новую жизнь. Вновь став романтиком, ЭнДжей тайком отправляется с Шерри в Японию, чтобы попытаться исправить свои ошибки.

«Три часа хронометража рассказывают о браках, романах, проблемах со здоровьем, карьере. Люди умирают, люди рождаются, люди находят способы существовать в пространстве между ними. В этой истории нет ничего особенно необычного, но она запечатлена с такой любовью и точностью, что невозможно отвести взгляд».

3
«Малхолланд-драйв» Дэвида Линча (2001)

Загадочная девушка, после автомобильной аварии страдающая потерей памяти, выбирает себе имя Рита с рекламного плаката к фильму с Ритой Хейворт и пытается начать новую жизнь в Голливуде. Но тайны прошлого неотступно преследуют ее.

Обозреватели Indiewire сравнили фильм со сном и отметили, что «описывать его в простых терминах было бы медвежьей услугой».

«Можно уловить сюрреализм в шедевре Линча. Можно определить, как он работает. Однако это не может объяснить магию фильма. Она — в том, как режиссёр организует каждый элемент, который у него в распоряжении, пока реальное и нереальное не становятся неразличимыми».

Критики добавили, что «Малхолланд-драйв» важен и социальным посылом. Действие фильма разворачивается в Голливуде, который прозвали фабрикой грёз. По их мнению, он намекает на «уродливую систему» этой фабрики и на тысячи горьких историй, когда молодые актёры приезжали сюда за славой и оставались ни с чем.

4
«2046» Вонга Карвая (2004)

Писатель думал, что пишет о будущем, а на самом деле писал о прошлом. В его книге загадочный поезд время от времени отправляется в 2046 год, где его пассажиры хотят найти утраченное прошлое. Считалось, что в 2046 никогда ничего не меняется. Но никто не знал этого наверняка, потому что оттуда никто не возвращался. Кроме одного человека.

«2046 – это дата, место, номер комнаты на втором этаже рядом с комнатой Мо-вана и, конечно, последний год самоуправляемого статуса, который Китай обещал Гонконгу во время передачи власти в 1997 году, но здесь он всегда представляет собой своего рода забвение – точку невозврата, которая навсегда отделяет то, что есть, от того, что когда-то было».

5
«35 стопок рома» Клэр Дэни (2008)

Кино охватывает этап жизни вдовца Лионеля и живущей с ним дочери-студентки Жозефин, когда к ним приходит осознание, что настала пора двигаться дальше, каждому своим путем, несмотря на неминуемую боль, которое это расставание сулит сильно привязанным друг к другу, любящим отцу и дочери. Это также коснется их соседей, которые составляют с ними своего рода «большую семью»: бывшей любовницы Лионеля, которая до сих пор не утратила чувств к нему, и непутевого молодого человека, тянущегося к Жозефин.

«35 стопок рома», при всей своей вечной силе, –  фильм столь же мимолетный, как и моменты, которые он так хорошо оплакивает. Как и домашнее счастье, за которое пытаются ухватиться герои, фильм ускользает быстрее, когда вы пытаетесь ухватиться за него слишком крепко. Жизнь может заставить нас чувствовать себя так, будто мы просто строим дом из карт, которые предлагает нам мир, но иногда всю ее красоту можно оценить только тогда, когда мы вытаскиваем дно и смотрим, как все падает вокруг нас».

6
«Нефть» Пола Томаса Андерсона

Начало XX века. Предприниматель Дэниэл Плэйнвью ищет золото и серебро, а находит нефть. За несколько лет он становится преуспевающим нефтяником, разработавшим уже несколько скважин. Однажды он узнает про новое месторождение. Уцепившись за этот шанс разбогатеть, Дэниэл делает всё, чтобы добиться своего.

«Это самостоятельный жанр, устаревший, созданный на основе ранних фильмов, таких как «Гражданин Кейн» и «Крестный отец», и определяемый историями о самодельных социопатах – всегда мужчинах, – которые строят империи на телах своих врагов и держатся за американскую мечту, пока она не становится единственным, что у них остается. Это элементарные картины, полные людей, которые рассматривают капитализм как кровавый спорт, делая деньги с рвением, которое обнажает фундаментальное насилие открытого рынка».

7
«Побережья Аньес» Аньес Варда (2008)

Это самая настоящая автобиография, в которой режиссер рассказывает о своих фильмах и жизни, начиная с детства. Аньес Варда безоговорочно верит в простую идею «жизни», но то, что кажется простым, скрывает сложность режиссуры.

«Фильм «Побережья Аньес» соединяет документальное и эссеистическое кино, сочетая кадры из всей фильмографии Варды с личными фотографиями и игривыми сценами, многие из которых включают в себя песок и зеркала. Она делает творчество веселым, устраивая «офис» на пляже и инсценируя прошлое, как детскую игру в переодевание, используя безделушки с блошиного рынка. В целом фильм хронологичен: Варда берет зрителя за руку и ведет его по жизни, прожитой на кинофестивалях, съемочных площадках и художественных выставках».

8
«Трудности перевода» Софии Копполы (2003)

Токио, ночь, фешенебельный бар дорогого отеля. Спасаясь от бессонницы, здесь встречаются двое американцев: немолодой телеактер Боб Харрис (Билл Мюррей) и симпатичная девушка Шарлотта (Скарлетт Йоханссон). Он снимается в японской рекламе виски, а она приехала вместе с мужем, оба — потерялись в этом незнакомом городе.

«Lost in Translation» — это ода силе мимолетных человеческих связей, созданная в мире, который одновременно знаком и чужд, блестящ и тускл, ярок и одинок».

9
«Оставшееся время» Элиа Сулеймана (2009)

Полубиографическая драма палестинского режиссера, рассказывающая о четырех эпизодах жизни одной семьи, начиная с 1948 года и заканчивая современностью. Элиа Сулейман рассказывает семейные истории, вдохновленный мемуарами своего отца. События берут начало с того момента, когда отец Фуад был борцом сопротивления в конце 40-х. Вместе с родными он покинул свою страну. Сулейман вплетает в фильм свои собственные воспоминания, пытаясь рассказать о простой жизни палестинского народа, который был помечен как «израильские арабы» и в своей же стране остался меньшинством. «Оставшееся время» — номинант на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

«Сулейман смеется над абсурдностью всего этого, никогда не забывая о горечи своей кульминации, которая заключается в том, что за все десятилетия, которые проходят в этом фильме, ничего не меняется. Дом становится все труднее найти, хотя Сулейман точно знает, где он находится».

10
«Унесённые призраками» (2002) Хаяо Миядзаки

Тихиро с мамой и папой переезжает в новый дом. Заблудившись по дороге, они оказываются в странном пустынном городе, где их ждет великолепный пир. Родители с жадностью набрасываются на еду и, к ужасу девочки, превращаются в свиней, став пленниками злой колдуньи Юбабы. Теперь, оказавшись одна среди волшебных существ и загадочных видений, Тихиро должна придумать, как избавить своих родителей от чар коварной старухи.

«Как обычно бывает в историях о взрослении Миядзаки (всегда доходчивых, но никогда не дидактичных), наша героиня вознаграждена за то, что была решительной и сердечной – непоколебимой в своих убеждениях, но щедрой в своих целях».