Есть вопрос: что мы знаем про “долгий ковид” и при чем тут вакцинация
Многие переболевшие ковидом жалуются на то, что чувствуют себя плохо месяцами. «Долгий ковид» правда существует? И, например, делает человека глупее? Отвечаем на самые важные вопросы.
Не все люди, пережившие острую инфекцию SARS-CoV-2, быстро и полностью восстанавливаются. Если заболевание затягивается на срок дольше четырех недель, говорят о «долгом ковиде». Это один из пока не устоявшихся терминов, которым обозначают состояние после острой инфекции. У него целый набор симптомов, и они появляются, когда вируса в организме уже нет. Иногда можно встретить альтернативные названия: «постковид», «хронический ковид», «постковидные осложнения» и другие. Одного общепринятого термина для этого состояния пока нет, как нет и уверенности в том, что речь в данном случае действительно идет о едином синдроме с единым механизмом развития.
В отношении «долгого ковида» научный консенсус пока исчерпывается лишь тем, что:
- Это состояние, безусловно, существует.
- Оно затрагивает значительную долю переболевших как в тяжелой, так и в легкой форме.
- Оно напоминает другие поствирусные осложнения, хотя и имеет свои уникальные особенности.
- И требует дальнейшего систематического изучения.
Долгим считается заболевание, длящееся больше четырех недель после начала симптомов. Такой порог принят сейчас более-менее универсально. Он выбран на основании того факта, что спустя четыре недели после начала симптомов жизнеспособный вирус в организме практически никогда не встречается. Поэтому остаточные симптомы, если они присутствуют, с действием самого вируса уже не связаны — только с последствиями перенесенной болезни.
Безусловно, из правила четырех недель есть исключения, но в подавляющем же большинстве случаев вирус перестает определяться в организме уже после 10-15 дней после начала симптомов, несмотря на то, что его генетический материал может циркулировать и дольше, давая положительные результаты ПЦР-тестов. Но к заболеванию это уже отношения не имеет.
К сожалению, исследования, в которых определялась доля переболевших с сохраняющимися симптомами, проводились по разным методикам, поэтому их результаты плохо согласуются друг с другом. Можно только сказать, что эта доля значительная и составляет порядка трети переболевших.
Риск развития «долгого ковида» значительно выше у женщин, чем у мужчин, — по данным британского исследования, в полтора раза. Это сильно контрастирует с тем хорошо известным фактом, что летальность острой инфекции, наоборот, выше у мужчин. Объяснения у этого различия пока нет.
Дополнительным фактором риска является возраст — каждое десятилетие повышает риск сохранения симптомов на 3,5%, однако «долгий ковид» встречается и у детей. Кроме того, факторами риска являются ожирение, курение и госпитализация в ходе острой инфекции.
Воздействие, которое оказывает острая инфекция на последующее развитие долгого ковида, можно разделить на три категории:
- прямое воздействие вируса, которое приводит к гибели клеток легких и других тканей. Отсюда — нарушение газообмена в легких, одышка, усталость;
- дерегуляция иммунной системы, воспаление и тромбозы. Все это может приводить к локальному повреждению тканей из-за нарушения кровообращения, нарушению работы эндокринной, выделительной, нервной систем;
- обычные последствия тяжелого заболевания, госпитализации и реанимации, такие как посттравматическое расстройство, депрессия, тревожность.
Постковидное состояние часто сравнивают с синдромом хронической усталости, однако у ученых пока нет понимания, как они соотносятся друг с другом: является ли «долгий ковид» причиной синдрома или его разновидностью. Другое близкое состояние — ПИТ-синдром, то есть синдром «после интенсивной терапии». Для него, как и для долгого ковида, также характерны и когнитивные нарушения (памяти, концентрации, мышления), и слабость, сниженная мобильность, депрессия, тревожность.
Сообщения о том, что ковид вызывает необратимое падение интеллектуальных способностей, стали появляться в СМИ после выхода 22 июля 2021 года статьи британских исследователей в журнале EClinical Medicine. Исследование было сделано на основе онлайн-теста IQ, размещенного на cайте BBC, — его прошли более 80 тысяч британцев, как переболевших ковидом, так и нет.
Авторы действительно увидели падение средних значений IQ для группы переболевших, причем чем тяжелее прошло заболевание, тем сильнее было падение. Но у ученых, к сожалению, не было возможности проверить IQ своих респондентов до заболевания — им пришлось сравнивать средние значения для переболевших и не болевших, рискуя обнаружить различие, вовсе с ковидом не связанное. Так, среди переболевших респондентов было значительно больше людей с хроническими заболеваниями (которые увеличивают риск ковида). Фактически ученые сравнивали IQ более и менее здоровых людей, так что невозможно сказать, насколько на полученную разницу повлиял именно ковид.
Иммунобиолог Акико Ивасаки изучает возможность того, что вакцинация против коронавируса может ослабить симптомы «длительного ковида». Ее команда из Йельского университета в Коннектикуте работает с группой пациентов под названием Survivor Corps. Их исследование включает в себя вакцинацию непривитых пациентов с «длительным ковидом» в качестве возможного лечения.
Кроме того, существуют исследования, утверждающие, что вакцинация может помочь предотвратить «длительный ковид».