От 500 книг до самой большой библиотеки города: история Кишиневской городской публичной библиотеки
Telegram

188 лет назад, в августе, в Бессарабии появилась Кишиневская городская публичная библиотека. Представители местного общества счита­ли своим долгом принять участие в новом проекте: от гражданского губернатора Бессарабии и митрополита до состоятельных горожан.

Библиотеки в Кишиневе существовали и прежде. Но то были частные собрания состоятельных горожан- библиофилов, книгами которых пользовался узкий круг читателей. В 1813 году местная духовная семинария об­завелась собственным книгохранилищем. Но и сюда, понятно, записывали не каждого.

Городская публичная библиотека принимала всех, независимо от их вероисповедания и сослов­ной принадлежности. Первоначальный фонд приобре­ли на пожертвования. Он составлял по нашим временам «смешную» цифру – примерно 500 книг. Но что это были за издания – в изысканных тисненых перепле­тах, на хорошей бумаге! Для надзора за делами библиотеки учредили совет попечителей, который следил, в том числе, и за ведением денежной отчетности. Главной же его заботой являлось приобретение книг, ко­торые выписывали из Москвы. В 1835 году библиотечный фонд пополнился специальной литературой. Император­ская Академия Наук подарила кишиневцам 60 томов, а министерство народного просвещения – 609 книг. В 1836 году, после смерти библиофила Рябинина, попечители с публичного торга приобрели всю его коллекцию. Десят­ки словарей, грамматик различных языков, сотни томов литературы (в том числе на датском и арабском языках), географические атласы и карты.

Фонды росли, и через год библиотеке стало тесно в съемных помещениях. Тогда она переехала в только что отстроенный городской клуб. Он стоял в саду, выходив­шем на улицу Александровскую. Передавая здание клуба иностранцу Краузе на четы­ре года, губернатор Павел Иванович Федоров поставил условие: три комнаты клуба должна занимать публич­ная городская библиотека. Как ни странно, но именно это условие оказалось самым трудновыполнимым. Печи в тесных библиотечных залах так дымили, что выкури­вали самых стойких читателей. Неудобства вынудили искать новое прибежище.

В 1835 году, собрав пожитки, публичная библиотека перебралась опять на съемную квартиру, в новый дом купца Богачева (на его месте сто­ ит Национальный музей истории РМ), там учреждение размещалось 11 лет, до 1846 года.

Кто же был главным читателем «публички»? Не дво­ряне и не богатые торговцы, а молодежь и скромные чи­новники. Занятые учебой и службой, они не имели воз­можности читать в библиотеке. Приходилось брать ли­тературу на дом, давая подписку о бережном отношении к городской собственности. В 1844 году библиотеку, например, посетили 863 кишиневца, прочитавшие 1434 книги.

Увы, не все читатели были образцовыми. Пропа­жу книг приходилось возмещать деньгами. Находились и такие «библиофилы», которые выбирали литературу не по содержанию, а по стоимости. И закладывали до­рогие тома для получения денежного займа. «Чиновник Сливицкий, – жаловался попечителям библиотекарь Коз­лов, – получил от меня французское сочинение, стоимо­ стью в 200 рублей ассигнациями. Но вместо чтения он заложил книгу какому-то мещанину за 15 рублей»…

Источник: книга “Бессарабские истории” Владимира Танаркина и Татьяны Соловьёвой

Фото: oldchishinau.com

Telegram