История Кишинёва: Два дома, которые построил Щусев
Telegram

В родном Кишинёве знаменитый архитектор Алексей Щусев построил всего два дома. Оба дома стоят до сих пор.

Немного истории

Алексей Викторович Щусев родился 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1873 года в городе Кишинёве. Он был третьим ребёнком в семье чиновника в отставке Виктора Петровича Щусева и Марьи Корнеевны Щусевой (в девичестве Зозулиной).

Алексей получил хорошую дошкольную подготовку и учился во Второй Кишинёвской классической гимназии, после чего  поступает в Санкт-Петербургскую Академию художеств, считавшуюся в то время крупнейшей и лучшей в России художественной школой. Экзамен по всем предметам был удачно сдан и в августе 1891 года Щусев был зачислен учеником первого курса архитектурного отделения Академии художеств.

В 1897 году Щусев защищает свой дипломный проект загородной виллы по классу профессора Бенуа. В том же году его награждают золотой медалью, и ему предоставляется право на творческую командировку за границу. Шестнадцать месяцев, проведенных в путешествии по городам Англии, Франции, Италии, Африки, обогатили архитектора массой впечатлений, наглядно познакомили с памятниками мирового зодчества.

О домах

Первый  дом Щусев построил в долине Роз. Он был спроектирован в 1897 году для родственников жены — семьи Карчевских. Это дача — каменный двухэтажный коттедж с большой верандой и башенкой. Крытый черепицей и построенный из местного камня, он живописно вписывался в окружающий ландшафт.

После защиты дипломного проекта Щусев проводит несколько месяцев в Кишиневе, где женится на Марии Викентьевне Карчевской – сестре своего школьного товарища, и вместе с ней поселяется в молдавской хатке в предместье, так называемой Долине Чар.

Здесь по его проекту был сооружен двухэтажный загородный дом для Михаила Викентьевича Карчевского. Дом хорошо сохранился. Расположенный над заросшим оврагом, по дну которого пролегает дорога, и окруженный фруктовым садом, он очень привлекателен. Дом прост, без каких-либо украшающих деталей. Большая, увитая зеленью терраса и асимметричная группировка помещений придают его архитектуре домовитость и уют.

По-видимому, к лету 1898 г. относится работа архитектора над проектом дома на углу улиц Пушкина и Бернардацци в Кишиневе, выполненным для того же Карчевского.

Дом и рядом расположенный флигель были выстроены через 3-4 года точно по проекту и под наблюдением самого автора8 Архитектура носит восточный характер. Вставка голубых квадратных изразцов, не имеющих никакого рисунка, удачно сочетается с серым камнем стен. Изящны и красивы расположенные на высоте цоколя балконы с металлическими перилами. Наилучшее впечатление производит оригинальное и композиционно неожиданное сопоставление стрельчатой и подковообразной арок, расположенных в непосредственной близости одна к другой.


Флигель, выходящий фасадом на Бернардацци несколько проще. Цоколь значительно ниже, балконов нет. Две входные двери заключены в один портал, над которым размещен орнаментальный узор. Порталу этого флигеля совершенно неожиданно приданы отчетливо выраженные формы архитектуры модерна.

Значительное место в деятельности Щусева в 1940-е годы занимали проекты восстановления городов, среди них и его родного Кишинёва.

Непосредственно на плане города Щусев наметил пробивку бульвара от собора в сторону реки Бык и трёх магистралей, сходящихся лучами возле старого базара (бывший проспект Молодёжи – нынешний проспект имени Григорие Виеру).

Архитектор считал, что Кишинёв – как город нашего времени – возник на базе плана 1830-1840 годов, разработанного по образцу планов многих русских городов того времени, на основе равновесия и симметрии, с довольно формалистическим подходом к планировочной ориентации в целом.

В данном случае предложения Алексея Викторовича об устройстве трёхлучевой композиции оправдывались уже сложившейся планировкой. Впоследствии эта мысль легла в основу решения центральной части города.

Великая Отечественная война прервала работу Щусева на долгих пять лет. Но уже в 1945 году Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР поручили Щусеву разработку генерального плана Кишинёва – столицы МССР. К разработке генерального плана Кишинёва Алексей Викторович привлёк как московских архитекторов, так и архитекторов работавших в Молдавии – И.И. Новикова, Р.Е. Курца, В.И. Барановскую, Э. В. Фонгаузен, В. А. Войцеховского и многих других.

Решением инженерных вопросов занималась большая группа московских специалистов под руководством брата Щусева – Павла Викторовича Щусева, доктора технических наук, одного из крупнейших советских инженеров.

Приступая к проекту реконструкции города, Щусев тщательно изучает его, делает серию набросков. Эти минутные зарисовки без всяких претензий на законченность делаются для себя, для памяти. В них фиксируются случайные, но обратившие на себя внимание особенности пейзажа, силуэты местности или отдельные сооружения. Тщательное знакомство с городом Щусев считает обязательным для архитектора -об этом он говорит не раз в своих докладах и беседах с зодчими, работающими по восстановлению городов Молдавии.

Щусев лично контролировал выполнение некоторых проектов, часто вызывал к себе (в Москву) авторов крупных сооружений – архитектора Чуприна (автор проекта железнодорожного вокзала), архитектора Валентина Войцеховского (автор проекта административного здания Министерства пищевой промышленности и кинотеатра «Патрия») и других.

В 1947 году Алексей Викторович приехал в Кишинёв и представил правительству Молдавии уточненный проект генерального плана Кишинёва. В него были включены новые вопросы, связанные с развитием города, с экономикой застройки, водоснабжением и созданием зелёных массивов. Этот вариант генерального плана был принят руководством республики. Однако вновь возникли новые вопросы этажности застройки и использования земель. Окончательный план, принятый в 1949 году, Алексей Викторович подписать уже не смог…

Щусев планировал город своей мечты, город, который сам называл «Южной Пальмирой». Город — архитектурную утопию. Его Кишинев свободно разбегается от резко выделенного центра по окрестным холмам. «После полной реконструкции Кишинев будет настоящим индустриальным центром, столицей Советской Молдавии, в которой расцветут советская наука, техника и искусство». Смысловой центр всей композиции — Триумфальная арка. Между нею и Кафедральным собором на месте бывшего рынка намечена площадь с парком Победы. По ее сторонам располагаются колоннады Музея боевой славы, обелиски, а между ними — орудия и танки минувшей войны. По другую сторону от арки — трехэтажный Дом правительства, с обширными внутренними дворами и флигелями, охватывающими площадь с трех сторон. Над главной колоннадой — купол, напоминающий Таврический дворец в Петербурге. От этого центра к Рышкановке (которую лишь предполагалось включить в городскую черту) расходятся три «луча» — широких радиальных проспекта.

«Лучи» упираются в полноводный Бык, одетый в гранитную набережную. План включал строительство больших гидротехнических сооружений: Гидигичского водохранилища, Комсомольского озера, наконец, соединение Быка с Днестром, что сделало бы возможной постройку речного порта. Все эти сооружения проектировал брат А. В. Щусева — Павел Викторович, крупный инженер. Зеленые зоны должны были окружать город и глубоко врезаться в его застройку. Щусев умел тонко учитывать местную архитектурную традицию во всех своих постройках — от Бари до Алма-Аты, от Царского Села до Абастумани. И в декоре кишиневских зданий он советовал использовать местные мотивы — виноградную лозу, акант, — но без чрезмерного украшательства, на которое было так щедро зодчество модерна. А на Буюканском спуске архитектор предусмотрел дом-мастерскую, где рассчитывал работать на закате дней. Увы, этого не случилось. В 1949 году, когда кишиневские архитекторы — друзья и ученики Щусева — готовились встречать его на родине, из Москвы пришла траурная телеграмма…

Летом 1949 года архитектор снова должен был посетить Молдавию. Все его друзья и ученики готовились к встрече, когда пришла телеграмма от Михаила Алексеевича (сына Щусева) с печальной новостью… Алексей викторовичЩусев умер. Отказало сердце.

Умер Щусев в Москве 24 мая 1949 года в возрасте 76 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Источник: форум сайта Oldchisinau

Telegram