История Кишинёва: Городская усадьба Инглези
Telegram

Горожанам хорошо знаком полутораэтажный дом № 52 на углу улицы Еминеску и Вероники Микле. Но не все знают, что этот особняк в разное время принадлежал представителям двух семей, чья известность выходила далеко за пределы Бессарабии.

Первым владельцем дома был сын Дмитрия Спиридоновича Инглези – известного флотоводца из Одессы. Уйдя в отставку, он стал членом различных одесских организаций: коммерческого суда, строительного комитета, городского госпиталя (для строительства больничной церкви отставной капитан флота собрал более 20 тысяч рублей). Дмитрий Спиридонович открыл Торговый дом Инглези, владел патриархальным домом на Греческом базаре. В 1818-1821 годы энергичного купца первой гильдии одесситы избрали городским головой.

Из всех детей Д. С. Инглези наиболее известными в России стали двое его сыновей, Дмитрий и Александр, которые проявили блестящие деловые способности. В 1849 году они приобрели в Оргеевском уезде Бессарабской области имение в селе Татарешты. Это имение, располагавшееся около Кишинёва, стала образцом для многих помещиков Бессарабии. Во второй половине XIX в. А. Д. Инглези стал одним из крупнейших производителей табака в России, который он начал выращивать в 1858 году. Его табак отличался особенно высоким качеством, что позволяло в те годы с лёгкостью продавать его по 20 рублей за пуд. В 1861—1862 гг. он арендовал в Кишинёве склад у купца Лонгады и открыл фирму в Одессе, в надежде расширить свою торговлю. Однако в 1862 году в Бессарабии разразился первый табачный кризис, повлекший за собой разорение многих мелких производителей. А. Д. Инглези смог преодолеть кризис, в последующие годы блестяще наладив своё табачное производство. Инглези освоил также успешно и винодельческое хозяйство в имении Панашешты, приобретённом им в 1880-е гг.

В 1872 году он купил в Кишиневе (на пересечении улиц Михайловской и Фонтанной) у коллежского асессора П.Г. Твердохлебова дворовое место со строениями и финским домиком за 740 рублей серебром. Здесь Инглези по проекту архитектора А.И. Бернардацци построил элегантный особняк. На верхнем этаже находилось семь богато отделанных комнат с паркетными полами и кафельными печами. На нижнем этаже располагалось еще пять помещений, в том числе кухня и прачечная.

Через 15 лет дом купила дворянка Александра Спиридоновна Кассо. Хозяйкой стала матушка 24-летнего Льва Кассо, который в XIX веке из всех бессарабцев поднялся на самую верхнюю ступень служебной лестницы.

В 1911 – 1914 годы Лев Аристидович возглавлял Министерство просвещения Российской империи. Вошел в историю он как жесткий реформатор системы образования. Он издал “Правила о внешкольном надзоре за учениками средне-учебных заведений”. Циркуляр запрещал школьникам находиться на улице после 22.00 часов летом, а зимой – после 20.00. Требовал носить установленную форму одежды и вне школы. Установил высокий (2/3 от всех родителей) порог кворума для собраний, избиравших родительские комитеты.

Министра Кассо критиковали за то, что он перераспределил бюджет высшего образования в пользу средних и начальных учебных заведений. Университеты в то время воспринимались государственной властью как рассадники неблагонадежности, и это приводило к постоянным ограничениям в их деятельности. В 1911 году по распоряжению министра в МГУ уволили более сотни либерально настроенных университетских профессоров. Этот скандал вошел в историю российского образования как “дело Кассо”. Несмотря на негативное отношение к его программам, Льву Аристидовичу удалось навести порядок в университетах.

Умер он от рака 26 ноября 1914 года, находясь на посту министра. По завещанию покойного, его похоронили в парке у церковной стены в родовом имении в селе Чутулешть Сорокского района. В уютном доме на углу Михайловской и Фонтанного переулка ему пожить так и не удалось.

Проект реставрации фасадов памятника в Советское время выполнил архитектор Виктор Руденко. В 70-80 годы этот дом и двор принадлежали театру оперы и балета. В самом здании находились мастерские по пошиву обуви и костюмов. Во дворе был гараж и ведомственные квартиры.

Сейчас, несмотря на мемориальную доску “Охраняется государством”, здание по Еминеску 52 долго было запущенно. В 2013 году начали реставрацию.

Источник: Владимир ТАРНАКИН, Татьяна СОЛОВЬЕВА, форум oldchisinau.com

Telegram