История дома с мезонином для шахматных королев
Telegram

Чем ценнее для нас памятники архитектуры: своими художественными достоинствами или связью с людьми, в них жившими, и событиями, в них происходившими? Здание, украшающее угол Щусева и Лазо, может похвастать и тем, и другим. Сегодня оно, увенчанное коронами из камня, похоже на обитель шахматной королевы. И отчасти это так, ведь известно, что юные молдавские шахматистки не раз завоевывали звание чемпионок Европы, они удачно выступают на первенстве мира, а в этом здании (по адресу ул. Щусева, 111) находится Республиканский шахматно-шашечный клуб. Так было не всегда. Дом появился почти 140 лет назад. Тогда, в 1873 году, действительный статский советник Иван Иванов, купив два соседствующих участка, объединил их и возвел на углу Немецкой (С. Лазо) и Леовской (Щусева) жилое здание, проект, будучи городским архитектором, курировал А. И. Бернардацци.

фото 1983 года, автор фотографии – И.Земшман.

Рассмотрим главный фасад, выходящий на ул. Щусева. Его композиция симметрична. Центром служит парадный вход, к которому ведет высокое крыльцо с двумя лестницами по сторонам, а над ним – маленький мезонин с романтичным балкончиком, заставляющим работать воображение, рисующее идиллические картинки из жизни его прошлых обитателей.

Популярная в архитектуре той поры эклектика позволила автору дома с мезонином соединить в его декоративном убранстве неоклассику и мотивы молдавского фольклорного прикладного искусства. Фриз по верху фасада из двух рядов зубчиков в консолях-опорах переходит в цветочный мотив, характерный для этнографической зоны нижнего течения реки Реут, так считают наши специалисты. И соединились народное творчество и строгий неоклассицизм очень органично, да и нет, наверное, в этом противоречия, ведь и то, и другое – вечные эстетические ценности. Декор создан с помощью лаконичного гладкого камня. Облицовка фрагментов фасада округлыми каменьями относится, вероятно, к гораздо более позднему периоду, периоду 30-летней давности.

Посмотрим на боковой фасад, выходящий на ул. Лазо. Там имеется вход, изначально бывший запасным, а ныне служащий дверью в шахматно-шашечный клуб, расположившийся здесь с 1983 года. До этого, в послевоенный период, тут была спортивная школа, обучавшая будущих волейболистов и баскетболистов (напомним, здание находится напротив стадиона «Динамо»). Прежде чем сюда переехали шахматисты, здание ремонтировалось в течение двух лет по специально созданному проекту. Видимо, тогда и появились вставки из гальки на стенах фасада и массивные зубчатые элементы, так напоминающие корону шахматной королевы, на его крыше. Любопытно, но они не противоречат общему убранству, т. к. довольно точно вторят цветочным мотивам на фасаде.

А в первой половине ХХ века боковой вход со стороны ул. Лазо (звавшейся Немецкой, затем Принца Карола, а с 1931 – ул. Великого Воевода Михая) вел в зал, в котором проводились музыкальные вечера. Ведь самая знаменитая обитательница этого дома, владевшая им с 1919 по 1940 год – примадонна Лидия Липковская, певшая с Карузо, Собиновым, Шаляпиным, блиставшая в Европе, Азии, обеих Америках, Австралии и Новой Зеландии, голос которой «серебристого теплого тембра» сравнивали со звучанием флейты и скрипки. Родилась Лидия Липковская в 1884 году в Бессарабии, в с. Бабино Хотинского уезда в семье учителя. Дебютировала в 1904 году в Петербурге – будучи студенткой консерватории, заменила внезапно заболевшую актрису, и сразу покорила публику Северной Пальмиры, а затем – и оперных фанатов всего мир. Блистала на подмостках Ла Скала, Ковент-Гарден, с успехом выступала в Бостонской и Чикагской опере, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в Гранд-опера.… По приглашению Дягилева участвовала в «русских сезонах» в Париже.

Умерла Лидия Липковская в Бейруте в 1958 году, в бедности.

Кишиневский период был плодотворным в ее жизни. С 1924 по 1927 гг. она – солистка Бухарестской оперы, гастролировала по всем европейским столицам, посетила Китай, Японию, Сингапур, Индию, Австралию, Южную Америку…. Ездила с концертами в СССР, выступая там с французским пианистом Ивом Натом и композитором Дмитрием Шостаковичем. В 1933-36 гг. пела в Берлине, Париже, Бухаресте. Эвридика, Джульетта, Офелия, Манон Леско, Маргарита, Снегурочка, Татьяна – эти и многие другие партии принесли ей блистательный успех не только благодаря богатому голосу редкой красоты в три октавы, а и большому дару трагической актрисы. Она играла также в оперетте и драматических спектаклях.

В концертный репертуар включала кроме оперных партий, исполняя с неизменным успехом, французские и испанские песни. Конечно же, Липковская пела и в Кишиневе. Подмостками для нее, покорявшей зрителей со сцены Мариинки и Гранд-опера, в Кишиневе служил переоборудованный зал кинотеатра «Орфеум», занимавшего помещение, принадлежавшее примэрии, на углу Пушкина и Шт. чел Маре. А в кинотеатре «Экспресс» («иллюзионе», а затем – «cinema» в каменном здании цирка на Шмидтовской улице угол Михайловской, то есть в нынешнем здании филармонии) в 1932 г. состоялась премьера «Веселой вдовы» с ее участием.

Самое последнее выступление примадонны прошло тоже в театре «Экспресс», в нашем городе. Было это в 1936 году. Затем Лидия Липковская посвятила себя педагогической деятельности. С 1937 по 1941 год преподавала в Кишиневской муниципальной консерватории, руководила кафедрой сольного пения. В 1941 давала частные уроки пения в Одессе и Бухаресте, с 1952 преподавала в Русской консерватории в Париже, в 1950-х гг. переселилась к сестре в Бейрут. Среди знаменитых учеников Л. Липковской – Лидия Бабич-Хынку, Леонид Боксан, Вирджиния Зеани, Гарбис Зобиан, Алексей Стырча, Тамара Чебан.

Материал подготовлен: Кудрявцева Елена

Telegram