Родом из Молдовы: Меир Дизенгоф – основатель Тель-Авива и его легендарный первый мэр
Будущий основатель и мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф родился в одном из сел Оргеевского уезда и вырос в Кишиневе. Рассказываем его историю.
Меир Янкелевич Дизенгоф родился 25 февраля 1861 года в селе Якимовичи Оргеевского уезда Бессарабской области (теперь в черте города Оргеева, Оргеевского района Молдовы).
В 1878 году семья переехала в Кишинёв, где Меир сдал экзамены на аттестат зрелости и окончил уездное реальное (политехническое) училище, уже под именем Михаил Яковлевич Дизенгоф. В 1882-84 гг. проходил военную службу в Житомире.
В житомирской квартире Дизенгофа проходили встречи еврейской революционной молодежи, которые для конспирации выдавали за уроки музыки. В качестве учительницы одна из девушек, дочь житомирского раввина Бреннера, приводила младшую сестру. «Учительнице» – Зине Бреннер (будущей жене Меира) – было 11 лет.
В 14 она будет приходить на свидания к Меиру в житомирскую тюрьму. Этот первый тюремный срок начался для Дизенгофа в Одессе, где он примкнул к народовольцам, в 1885 был арестован и около года отсидел, сначала в Одессе, потом – в Житомире. Дизенгофа выпустили под полицейский надзор.
После ареста он вернулся к родителям в Кишинёв, где стал активистом движения «Ховевей Цион» (Любящие Сион) и в 1886 году основал кишинёвское отделение этой организации.
С 1889 года учился на инженера-химика в Париже, после окончания обучения — специализировался на стеклодувном заводе в Лионе, посетил Палестину. С 1897 года жил в Одессе.
Меир Дизенгоф был человеком действия, а не разговоров. Философы обдумывали, зачем и как, а он в 1892 году, получив предложение барона Эдмонда де Ротшильда основать стекольную фабрику для производства винных бутылок около Зихрон-Яакова, отправился в Палестину. Перед отъездом заехал в Житомир, где обручился с Зиной Бреннер.
Дизенгоф построил фабрику в Тантуре (Дор) за четыре месяца и руководил ею до самого закрытия в 1894 г.
В июле 1893 г. Зина Хая Бреннер стала Зиной Дизенгоф. После хупы супруги решили заключить и гражданский брак. Они обратились в германское консульство в Александрии. Документы о браке были на немецком языке, где “z” произносится как «ц». Поэтому турецкие чиновники в Палестине выдали Зине Дизенгоф документы, в которых она уже была записана как Цина. Это прижилось – в Израиле ее так и называют – Цина.
Семейная жизнь была омрачена смертью единственного ребенка: дочь Шуламит умерла в шестимесячном возрасте. Причиной стали осложнения от малярии, которую Цина перенесла во время беременности. Больше иметь детей она уже не могла.
Вместе с А. Айзенбергом Дизенгоф пытался создать первую в Эрец Исраэль организацию рабочих «Страна и работа». Эта попытка вызвала противодействие администрации Ротшильда, и Дизенгоф вынужден был уехать из страны.
В 1897-1905 гг. Дизенгоф жил в Одессе, работал на бельгийском стекольном заводе и не прекращал общественной деятельности. Он был делегатом 5-го и 6-го Сионистских конгрессов в Базеле, активно выступая против плана Уганды. После кишиневского погрома в 1903 г. вместе с Жаботинским выступил инициатором создания отрядов еврейской самообороны. В 1904 г. Дизенгоф и Зеев Глускин основали общество «Геула» («Освобождение») для инвестиций и покупки земель в Эрец Исраэль.
В 1905 году Дизенгоф вернулся в Эрец Исраэль в качестве представителя «Геулы». Поселившись вместе с женой в Яффо, он создал торговую компанию, которая занималась морскими перевозками и экспортно-импортными операциями.
В 1909 году он стал одним из основателей еврейского поселения Ахузат Байт около Яффо, из которого впоследствии развился Тель-Авив. В 1910 году Дизенгоф был избран главой комитета нового поселения, а с 1921 года стал первым мэром Тель-Авива и оставался на этом посту практически до конца жизни, проявив незаурядный талант организатора.
Дом Цины и Меира стал центром культурной жизни. В нем устраивались встречи с писателями, политиками и людьми искусства.
Дизенгоф пророчил молодому городу великое будущее. В начале 1913 года во время посещения Александрии на него произвело впечатление изобретение братьев Люмьер, и он вернулся с твердым решением: пришло время строить кинотеатр в Тель-Авиве. Уже через год кинотеатр «Эден» был открыт.
Открытие улицы, носящей имя первого мэра, было превращено в большой праздник. Кроме того, городской совет готовил мэру сюрприз – присвоить имя Цины Дизенгоф площади (которая пока была огромным пустырем). На открытии говорили об огромном вкладе Цины в развитие культурной жизни юного города, о ее участии в женских организациях и движениях.
Меир Дизенгоф ответил: «Всю свою жизнь я сторонился помпезности. Я и сейчас был против того, чтобы в мою честь называли улицу… Я был необычайно тронут тем, что вы решили увековечить память о моей покойной жене и соратнице. Мне хочется вновь повторить те слова, что я обратил к своей супруге в час прощания с ней: ”Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за мною в пустыню, в землю незасеянную”».
После смерти супруги в 1930 году Дизенгоф в память о ней создал городской музей, пожертвовав для него свой дом на бульваре Ротшильда. В этом доме 14 мая 1948 г. Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого государства Израиль. В 1959 г. здесь был открыт единственный в мире музей Танаха. Тут же находится Дом-музей Меира и Цины Дизенгоф с собранной ими великолепной художественной коллекцией.
В 1934 году в честь 25-летия города Дизенгоф добился от британских властей признания Тель-Авива самостоятельным городом. Одной из новых улиц городской совет присвоил имя Меира Дизенгофа.
Сегодняшний Тель-Авив – действительно мегаполис западного типа. «Город без перерыва» (так называют Тель-Авив из-за бурной ночной жизни) устремлен в будущее – он постоянно расширяется и благоустраивается. Но это вовсе не значит, что в нем не помнят прошлого.
23 сентября 1936-го года Меир Дизенгоф скончался. Для прощания с мэром, гроб с телом покойного был установлен в вестибюле здания муниципалитета на улице Бялик на три дня. Похоронен Дизенгоф на первом городском кладбище на улице Трумпельдор в Тель-Авиве, рядом с женой. Все свое имущество Дизенгоф завещал музею Тель-Авива.