Приднестровье 2015 года в фотографиях Александра Лапшина
Российский блогер и путешественник Александр Лапшин, известный под ником Пуэрто, в январе прошлого года побывал в Приднестровье. Результатом посещения стал подробный рассказ, сопровождаемый фотографиями, который мы приводим ниже.
Что представляет собой Приднестровье в 2015 году и как меня сочли гей-туристом (Молдова, ПМР)
К Приднестровью принято применять такие эпитеты, как “последний осколок коммунизма”, “застывшие в прошлом” и даже встречал “незаживающая рана на теле Молдовы”. На мой взгляд, слишком много пафоса для отражения достаточно простой ситуации, сложившейся на этой маленькой территории зажатой между Молдовой и Украиной, вытянувшейся примерно на 400 километров вдоль Днестра и имеющей от 3 до 15 километров в ширину. Не буду пересказывать историю, но очень кратко суть в том, что до 1940 года эта территория вообще никакого отношения к Молдове не имела (этнические молдаване составляли менее четверти населения), а являлась часть Украинской ССР. Затем, исключительно из политических соображений и после аннексии Бессарабии у Румынии, эту землю присоединили к только что захваченной у румын территории и все вместе назвали Молдавской ССР. После распада СССР стало очевидно, что надежды и чаяния жителей Приднестровья сильно отличаются от идей присоединения Молдовы к Румынии и румынского языка как единственного государственного в республике. Была короткая, но кровопролитная война, в результате которой была провозглашена Приднестровская молдавская республика и граница прошла по Днестру, исключая город Бендеры, который хотя и расположен на “молдавской” стороне, но остался под контролем ПМР.
С тех пор много воды утекло. Молдоване давно уже оставили попытки силой вернуть себя мятежный регион и в гораздо большей степени ориентированы на интеграцию в ЕС. Оставаясь одной из беднейших стран Европы, Молдова тем не менее активно движется по пути евроинтегрции и в 2014 году добилась отмены виз для своих граждан в Европу. Думаю, еще 5-7 лет и они сами вступят в Евросоюз при активном лоббировании матушки Румынии. И в этом плане Приднестровье и вправду “забуксовало” в далеком прошлом. Вот уже 25 лет в Приднестровье выживает исключительно связями с Россией (по сей день тут размещены несколько тысяч российских военных, которых называют миротворцами), для которой контроль над этой территорией важен для создания постоянного очага нестабильности в этой части бывшего СССР. Плюс, прекрасная посудомоечная машина для отмывания денег, причем не только российских, но и украинских и даже молдавских. Очевидно, что в глобальной перспективе будущего у ПМР нет и им суждено либо вернуться в состав Молдовы (если те вступят в ЕС и приднестровцы вдруг получат весьма “выгодные” паспорта, дающие право жить и работать в Европе), либо Украина вернет эту территорию себе в виде компенсации за утрату Крыма и проблем на Донбассе. При любом раскладе, сами же приднестровцы не могут предсказать что ждет не только их внуков, но даже их самих через несколько лет.
Для меня это третий приезд в непризнанную республику. Ранее я бывал тут дважды: в 2005 году, когда участвовал в доставке в Молдавию слона, затем в 2011 прокатился от Тирасполя на север до Дубоссарской ГЭС. И вот теперь, в январе 2015 года оказался здесь вновь, по пути из Кишинева в Одессу.
Поменялось ли что-то за 10 лет? Внешне – не поменялось ровным счетом ничего. Старые советские постройки ветшают, большинство заводов стоят заброшенными еще с девяностых (но этой свойственно и самой Молдове). Население понемногу разъезжается кто куда, основной части молодежи здесь нечем заняться и негде себя реализовать. Поскольку Россия активно выдает гражданство всем желающим приднестровцам, то в настоящее время большинство приднестровцев фактически являются россиянами. При этом некоторая часть получила украинские паспорта, а в последние годы все больше людей возвращают себе гражданство Молдовы. Особенно актуальна тема молдавского паспорта сейчас, после отмены виз в Европу. Как мне рассказали друзья в Тирасполе, если раньше получить молдавский паспорт было проще простого, то теперь молдаване сильно процедуру усложнили и есть риск, что по мере сближения Молдовы с ЕС правила будут еще более ужесточены. Дело в том, что в самой Молдове все более растет число сторонников идеи того, что стране не нужно почти 400 тысяч русских и украинцев Приднестровья с российскими паспортами, которые в потенциале будут для Молдовы вечной головной болью. Произошедшее в Крыму напугало всех вокруг, от Прибалтики до Казахстана, русских стали воспринимать как потенциальную проблему, от которой надо как-то дистанцироваться.
И если сказанного выше недостаточно для понимания абсолютной непредсказуемости того, что ждет Приднестровье, то можно добавить, что Украина вот уже полгода вообще не впускает на свою территорию российских граждан въезжающих из непризнанной республики. Формальная причина в том, что в ПМР тысячи российских военных, проникновения которых на Украину под видом туристов опасаются киевские власти. То есть не впускают совсем и никак. Если при въезде из России напрямую на Украину впускают 90% россиян, то здесь статистика обратная – не впускают в принципе мужчин и нередко даже женщин. На тему проблем при въезде россиян на Украину я рассказывал ранее в статьях “Мой прорыв в Киев” и “На поезде из Москвы в Крым через Харьков“, равно как и рассказывал как украинце отказывали во вхезде моим друзьям в статье “Пограничники-оборотни в аэропорту Борисполь“. С учетом того, что Приднестровье географически зажато между Молдовой и Украиной, то сотни тысяч людей фактически оказались заблокированы на этом клочке земли. В Молдову они могут выезжать свободно, но все же абсолютное большинство в большей степени “завязаны” семейными и деловыми связями с Украиной и Россией, а не с Молдовой, где им особо нечего делать, кроме как улететь куда-то из кишиневского аэропорта.
В этот раз я побывал во втором по величине городе ПМР, Бендерах, где в принципе бывал и ранее, но проездом и исключительно в бендерской крепости. Сегодня погуляем по городку и восполним пробел –
Памятник жертвам Холокоста на берегу Днестра. Как известно, в августе 1941 года румыны вывезли всех евреев Бендер в немецкие лагеря смерти здесь же, на территории нынешней ПМР.
Набережная Днестра в Бендерах выглядит крайне уныло
Многочисленная советская и военная символика популярна в Приднестровье
В этом здании проходят встречи между представителями конфликтующих сторон при участии миротворцев
Я вовсе не хочу сказать, что в Приднестровье больше бомжей и алкашей, чем в Харькове, или Новосибирске. Но быдла и просто неопрятных подвыпивших граждан здесь чрезвычайно много. И это неудивительно, когда молодежь уезжает, население в целом стареет, нестабильность продолжается и с работой плохо.
Забавный автомобильчик напротив пожарной части в Бендерах
Город был сильно разрушен во время Второй мировой, поэтому исторических зданий сохранилось мало
Городской музей, посвященный гражданской войне 1992 года, когда молдавские военные и полиция попытались восстановить власть Кишинева в мятежном Приднестровье
Главная площадь города
В городе, как и в целом в Приднестровье сохраняют советскую символику и памятники. Все улицы носят те же названия, что и до распада СССР и отделения от Молдовы. Это памятник я бы назвал “Навалил кучу”, ниже расскажу почему
Бендерский ж.д вокзал, куда прибывает два дизеля в день из Кишинева и делает остановку поезд Кишинев – Москва
Примерно так выглядят многие улицы Бендер, стоит отойти в сторону от главной, улицы Ленина
Много, очень много подобных типажей. Друзья говорят, что это не бомжи, а просто бедные сельчане
Тот самый памятник Ленину, что вы видели выше. Теперь понимаете, почему я его назвал “Навалил кучу”? :-)))
Летом тут катаются на картингах
Одного не отнять, девушки в Приднестровье красивые
Автовокзал в Бендерах
Отсюда маршрутки едут в Одессу. Впрочем, в последнее время этот бизнес серьезно “просел” из-за повальных отказов во вьезде на Украину мужчинам с российскими паспортами
Не могу ре рассказать про весьма неприятный эпизод, случившийся со мной в тираспольской гостинице “Аист” 20 января, когда я приехал в город из Кишинева, встретился с местным приятелем и тот проводил меня до гостиницы. Но смотрим – а номер ужасный, без горячей воды, сломанная кровать и адски накурено.Приятель делает несколько панорамных снимков с шестого этажа и мы возврвщаемся к администратору. Я все готов стерпеть, кроме запаха курева и отсутствия воды в кране. Прошу администраторшу вернуть деньги по упомянутым выше обстоятельствам.
И тут тетушка заявляет дословно: “То есть вы там с приятелем 15 минут РЕЗВИЛИСЬ, а теперь хотите деньги назад??”. Мы офигели и потеряли дар речи. А тетка продолжает: ЗНАЕМ ТАКИХ КАК ВЫ, НАДОЕЛИ!
Тут и мы осознаем всю наглость тетки и заявляем “На что это вы намекаете уважаемая, что мы геи-извращенцы? Вы себе позволяете?!”. Тетка испугалась, начинает нести бессвязные извинения, возвращает деньги, ссылается на маленькую зарплату и неясность что будет с ПМР в будущем. Ну-ну. Вообще говоря, будь она мужиком – вполне заслужила в морду. А вы как думаете? Ненавязчивый приднестровский сервис. В Европе за подобный хамский выпад гостиницу бы засудили. В итоге переехал в куда более приличную гостиницу “Тимоти”, что там же, неподалеку.
Ах да, в этом “Аисте” еще и кровать была сломана вдобавок к отсутствию горячей воды и накуренности
Не могу не отметить определенный прогресс при въезде в Приднестровье – теперь миграционные карточки заполняет и распечатывает сам пограничник. Раньше, помню, мало того, что вы сами заполняли длинную анкету, так еще и платили им 15 российских рублей. И поскольку приднестровские милиционеры никогда не имели сдачу, то любая сумма оставалась у них в кармане в качестве чаевых. Лично я в 2005 году лишился таким образом ста рублей. Мелочь, но неприятно. А теперь навели порядок
А еще мне подарили уникальные юбилейные приднестровские монеты из пластика(!), круто